Женский образ в искусстве - в Павлодаре проходит выставка живописи

Наталья Зинченко/Kazinform
Фото: Наталья Зинченко/Kazinform

В преддверии весеннего праздника в павлодарском областном художественном музее проходит выставка, посвященная женским образам в искусстве. Здесь представлены 30 работ разных авторов, передает корреспондент агентства Kazinform.

Все это картины из музейных фондов. Почти на всех — женские лица.

Наталья Зинченко/Kazinform
Фото: Наталья Зинченко/Kazinform

— Наша выставка посвящена образу женщины. Это юные и не слишком юные лица, но все они прекрасны. В этот раз мы выставляем работы из фондов нашего музея, написанные в период 30- 90-х годов. Авторы картин — признанные казахстанские, армянские и российские живописцы, — говорит искусствовед и главный хранитель фондов павлодарского художественного музея Елена Дубовая.

Одна из самых ранних работ, представленных на выставке, написана больше 80 лет назад. 

— Это работа 1937 года. Ее автор — художник с трагической судьбой. Из-за своего немецкого происхождения он попал в «Карлаг». Сейчас его наследие хранится в Караганде, Павлодаре, Алматы и Семее. Это был замечательный художник, ранний импрессионист. На выставке представлен портрет его супруги, молодой женщины в красном платке: как бы весточка из того довоенного времени, — рассказывает Елена Дубовая.

Наталья Зинченко/Kazinform
Фото: Наталья Зинченко/Kazinform

Одна из любимых павлодарскими музейщиками работ — этюд «Жамал» кисти Канафии Тельжанова. Это буквально образ матери, теплый и атмосферный, с запахом степных трав и горящего очага. Детство художника прошло в Ленинграде. Отца расстреляли в 1939 году. Война застала их с матерью в блокадном Ленинграде. В последний раз он видел ее в 1942 году, когда его вместе с другими детьми увозили из осажденного города.

— Это человек, который сделал себя сам. Мать художника не пережила блокаду. Ее звали Жамал. И именем матери художник назвал эту работу. Она действительно очень красива, поэтична, здесь много воздуха, потому что в степи очень много звуков и запахов, и все это окружает женщину на картине. Ну и плюс — горящий очаг. При этом художник написал второй авторский вариант этой работы для Третьяковской галереи. У нас хранится первый вариант, — отмечает Елена Дубовая.

На фоне других картин выделяется яркий портрет Айши Галимбаевой — первой профессиональной художницы Казахстана. Его написал алматинский художник Алексей Степанов.

Наталья Зинченко/Kazinform
Фото: Наталья Зинченко/Kazinform

Представлена здесь и работа первого казахстанского авангардиста Сергея Калмыкова. Долгое время он работал в театре оперы балета имени Абая, был театральным художником. В павлодарском музее хранится 130 его работ, почти всё это — алматинские пейзажи. И лишь один портрет, это профиль девочки.

— Представлена на выставке также работа народного художника Казахстана Камиля Шаяхметова. Картина называется «Вечером». Посмотрите, собрались бабушки и внуки, детей угощают теплым парным молоком. Теплота этой работы просто невообразимая, человеческая, женская теплота, — считает Елена Дубовая.

Наталья Зинченко/Kazinform
Фото: Наталья Зинченко/Kazinform

Выставки, посвященные женщинам, в павлодарском музее проводят каждую весну. Формат меняется. Это могут быть и работы женщин-художниц, и просто женские образы, как сейчас. Действующую выставку можно назвать «камерной». Она небольшая, но, по словам искусствоведа Елены дубовой, именно такие лица мы находим в старых книгах и семейных альбомах, которые раз за разом хочется пересматривать.

Сейчас читают