В его коллекции - история железной дороги

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Старший дежурный по локомотивному депо станции Тобол Александр Бровко увлечен историей своей страны и железной дороги.

Здание депо на станции Тобол, вот и кабинет старшего дежурного. Александр Бровко отвечает за эксплуатацию локомотивов. Работы много, ведь станция имеет пять направлений. Открываем дверь, и сразу округляем глаза. Вот это сокровище! На столе целая армия железнодорожных подстаканников. В ушах сразу стук колес, пассажирский вагон, проводник, аромат чая и романтика путешествий. - Откуда столько? - Я вам наиболее интересные выбрал. Вообще, их у меня 41 штука. Разные. Серебряные, алюминиевые, из нержавейки, из дюраля. Есть даже подстаканник, выпущенный специально к первому запуску спутника в космос. А это армейский, целинных лет... Здесь вот с оленем, охотничий... Подстаканники, как марки, выпускаются на разные темы. Эдакая летопись в подстаканниках. По особым праздникам я в них чай наливаю. Но это лишь начало, ребята. Теперь в гараж! - командует хозяин кабинета, и у него азартно загораются глаза. Александр Васильевич распахивает перед нами дверь и хитро смотрит на нашу реакцию. Кажется, именно в этом коллекционеры находят настоящее удовольствие - когда посетители открывают от восхищения рты. В гараже множество коробок, и все подписанные: «Железнодорожные фуражки», «Каска ВОВ». Последняя, к слову, побывала на Параде Победы в Берлине в 1945 году. На тему железной дороги у Бровко отдельная подборка. Здесь и сигнальные флажки, и объявление о комиссионном сборе на железнодорожных вокзалах 1953 года, и даже первый советский прибор ночного видения. Его раньше в ВЖДО применяли, сейчас эту необходимость заменили камеры слежения. Еще есть железнодорожные часы. Они под стать корабельным, безотказные. Не боятся ни ударов, ни качки, ни воды. - А началось все с железнодорожной фуражки. Вот именно с этой. Ее мне бывший машинист паровоза Вервекин, уже пенсионер, подарил в 1988 году. И пошутил, мол, в музее потом хранить будешь. Слова оказались пророческими, хотя тогда я о музее не помышлял. Но эта фуражка, действительно, стала первым экспонатом моего домашнего музея. Теперь у меня и кители есть, и погоны, и другие регалии - эмблемы, значки, медали. Есть даже рабочий телефон нашего Почетного железнодорожника, легендарного Бертрана Рубинштейна, который 33 года проработал начальником Кустанайского отделения дороги. Уже списанным он достался мне от Муратбая Терекулова, со словами «храни на память, им пользовался наша гордость и легенда Бертран Иосифович Рубинштейн». Такие только у большого начальства раньше стояли. А вот этот аппаратик «ТА 57» сейчас снова активно на Донбассе используют. Достали из музеев, и вперед! Автономный телефон, как пояснил коллекционер, берет на 120 километров. Его использовали и на железной дороге, и в разведке. Подслушать его невозможно, разве только врезаться в шнур. Еще один любопытный экспонат - копия трудовой книжки одного из первых жителей поселка Тобол, машиниста паровоза И. Данилевского. В ней запись: «Приказ № 4 от 1939 года. За стахановско-кривоносскую работу и выполнение взятых обязательств к предоктябрьским соревнованиям премируется брюками». - Подходите сюда, - хозяин гаража окликнул нас из глубины своего «музея», - Об этом даже среди путейцев мало кто сегодня знает. Гвоздь! А теперь на шляпку гляньте. Правильно, 1986 год. Держите, это вам на память. А теперь объясняю. Такие гвоздики с годом на шляпке забивались при капремонте путевого хозяйства на деревянной основе (шпалы). Шпалы заменяли и забивали именно гвоздики с тем годом, который был на дворе. Чтобы потом комиссия могла видеть, когда этот отрезок ремонтировался. А сейчас уже железобетонная основа, и срок службы ее дольше. А года на ней сразу литые идут. Из познавательного еще один экспонат - петарды. Маленькие такие блестящие кругляшки с защелками снизу. Идет поезд, и вдруг опасный участок на соседнем пути, производится остановка. Машинист дает команду помощнику машиниста, чтобы тот немедленно оградил опасный участок петардами, и закрепляет специальными зажимами их на рельсы. Устанавливаются они в шахматном порядке через 20 метров на расстоянии километра до опасного места навстречу идущему локомотиву. При наезде на петарды раздаются сильные взрывные хлопки без порчи локомотивов, но сигнализирующие об опасности, и машинист применяет торможение. Сегодня в комплекте электровозов находятся по три петарды, и то можно сказать, они уже не востребованы. Сегодня ведь мощные рации на локомотивах, и при грамотном применении локомотивная бригада оповещает идущие поезда об опасном месте с указанием километра и пикета. - Эти маленькие блестящие штучки столько поездов от аварий уберегли! Раньше-то сотовых телефонов не было. Крепление у них сильное, чтобы от тряски не слетели. Сегодня у меня новая цель - вырезки с рельс Р-43, Р-50, Р-65 с годами выпусков приобрести в свою коллекцию! Он не выпячивает свою коллекцию. Не требует благодарности за нее. Просто собирает, покупает немых свидетелей разных эпох. Год за годом. В его гараже уже четыре тысячи уникальных экспонатов. Есть среди них и очень показательные. Казалось бы, обычный «Справочник железнодорожника». С профессиональными терминами и телефонами всех работников железной дороги. Всех! Даже с телефонами министров. И это в свободном доступе. Вы сейчас такое видели? - Скажу сразу про все экземпляры. Ищу, покупаю, обмениваюсь, уже и сами приносят. Бывает, в подарок, на память, а бывает, и очень дорого. Дети говорят, пап, может, лучше евроремонт в квартире сделаешь, чем всякое барахло покупать. Не могу. Это что-то изнутри тянет. Вот вы в новый город приезжаете, что делаете? А я сразу иду в музей. Рядом, как правило, присматриваю коллекционеров, нумизматов, старьевщиков. А самый ценный экспонат выбрать не смогу, для меня они все ценны. Железнодорожник в душе - настоящий историк-краевед. Он не понимает, как можно жить, не интересуясь прошлым. А еще он - зажигательный и неугомонный человек, который не сидит на месте и свою энергию преобразует в полезные дела. Во дворе многоэтажного дома в поселке Тобол, где он живет, посадил с друзьями зеленый сквер. Заядлый путешественник, рыболов, охотник. - Есть у меня мечта. Чтобы руководителям АО «Қазақстан темір жолы» были даны возможности или полномочия для выпуска памятных юбилейных монет на тему железной дороги. Сегодня выпускаются юбилейные монеты «Красная книга», «Космос» и другие. Все они у меня есть. А вот на железнодорожную тему в Казахстане монет нет, хотя проделана огромная работа. В честь строительства новых железных дорог, а еще - с видами локомотивов. Это и детям познавательно, и взрослым показательно в плане достижений страны!

Ирина ВИШНИЧЕНКО

Сейчас читают