Как правильно ссориться и выиграть в любом споре — советы психолога

ссоры, конфликты, споры, психология, работа, стресс
Фото: rsv.ru/blog

Известная фраза «в споре рождается истина» — не всегда бывает верна. Зачастую в спорах и разбирательствах рождается не истина и взаимопонимание, а продолжается межличностный конфликт, остаются невыясненными недоразумения, накапливаются обиды, возникает желание разорвать все отношения. Как справляться в таких случаях с эмоциями, как правильно выяснять недоразумения и выстраивать позитивные отношения на перспективу, в беседе с корреспондентом агентства Kazinform рассказала жамбылский психолог, преподаватель Таразского регионального университета имени Мухаммеда-Хайдара Дулати Жамиля Исмаилова.

— Споры и конфликты — неизбежная часть нашей жизни. Мы можем столкнуться с ними и в семье, и в рабочем коллективе, в обществе, в повседневной жизни. В последнее время ареной ожесточенных баталий становятся и социальные сети в интернете. Как правильно вести себя в таких конфликтных ситуациях? 

— Да, в последнее время мы наблюдаем определенный рост конфликтных ситуаций в разных сферах нашей жизни. Могу предложить несколько стратегий, которые помогут вам нивелировать межличностное напряжение, отстоять свою точку зрения и даже стать победителем в любом споре или конфликте.

Для начала необходимо четко для самого себя определить свою цель в этом споре или в этой конфликтной ситуации. Прежде чем вступать в спор или конфликт, важно определить, что конкретно вы хотите добиться. Ведь цели могут быть разными. Может вы хотите просто высказать свое мнение, убедить собеседника в своей правоте или защитить свои интересы в каком-либо деле. Может быть, и найти компромисс и улучшить при этом отношения с этим человеком или группой лиц. В зависимости от поставленной вами цели необходимо выбирать разный стиль общения, соответствующие аргументы и уместный в каждой конкретной ситуации тон разговора.

— Наверное, в любой ситуации надо уметь слушать и слышать своего оппонента?

— Да, это главное правило — слушайте и пытайтесь понять. Один из самых важных навыков в споре или конфликте — умение слушать и понимать собеседника. Это не значит, что вы должны соглашаться со всем, что он говорит, но вы должны показать, что вы внимательны к нему и заинтересованы в его точке зрения, что вы пытаетесь понять, чем он руководствуется, когда говорит о чем-либо, когда поступает тем или иным образом. Когда собеседник увидит и поймет, что вы внимательны к его видению каких-то событий, это поможет установить доверие между вами и снизить напряжение. Вы сможете узнать больше о его мотивах поведения, восприятии данной конкретной ситуации, его жизненных ценностях. Также вы сможете лучше подготовить свои контраргументы и предложения, чтобы убедить в своем видении ситуации.

Используйте факты и логику. Чтобы убедить собеседника в своей правоте, вам нужно использовать конкретные факты и неопровержимую логику. Ведь факты — это проверенная и достоверная информация, которая подтверждает вашу позицию, а логика позволяет строить связные и убедительные рассуждения на основе имеющихся фактов. В любом споре вы должны избегать ложных, противоречивых или необоснованных утверждений, которые могут подорвать доверие к вам, задеть ваш авторитет. Также вы должны быть готовы в случае чего признать свои ошибки и слабости, если они есть, и не упираться в свою правоту, если она не доказана.

Другой важный навык в споре или конфликте — умение уважать и ценить собеседника.

Но это не значит, что вы должны поддакивать оппоненту, во всем соглашаться. Недопустимо отказываться от своих принципов, только для того чтобы «понравиться» своему собеседнику. В любом случае необходимо общаться на основе паритета, равноправия, относиться к своему оппоненту с уважением и признанием его положительных качеств.

И, конечно же, в любом споре или конфликте необходимо всегда избегать оскорблений, насмешек, «подкалываний», переходов на личности. Абсолютно недопустимы угрозы или шантаж, которые могут вызвать обиду, гнев или страх. Вы изначально должны признавать достоинства и заслуги собеседника, выражать свое согласие с тем, что вы считаете разумным или полезным в его словах и поступках. Не стоит скупиться и на комплименты или благодарность, если это действительно заслуженно.

— Какую тактику поведения лучше выбирать в спорах — доминирование или поиск компромиссов?

— Выбор тактики поведения, конечно, зависит от каждой конкретной ситуации. Где-то нужно взять ход спора в свои руки, действительно доминировать, стать лидером и настаивать на своей точке зрения. А где-то можно и нужно поискать определенные компромиссы, приемлемые для каждой стороны. В любом случае — ищите наиболее оптимальное решение.

Ведь цель любого спора или конфликта — не просто победить и доказать свою точку зрения. Главная цель — найти решение, которое могло бы в полной мере удовлетворить все спорящие стороны, которое могло бы сохранить гармоничные отношения. Здесь не имеет большого значение — близкие ли это люди, коллеги по работе или соседи по лестничной площадке. Ведь жизнь настолько многогранна и непредсказуема, что иногда, бездумно конфликтуя, мы и не задумываемся, что может получиться так, что вчерашние наши «оппоненты», даже посторонние люди, казавшиеся нам закоренелыми недоброжелателями, с которыми невозможно ни о чем договариваться и выстраивать что-то совместное, вдруг становятся или партнерами в каком-то деле, или даже родственниками. И от этого уже никуда не денешься — придется поддерживать отношения, придется забыть все обиды и недоразумения и выстраивать нормальные человеческие отношения.

Для этого в любой жизненной ситуации вам нужно быть гибким, творческим и конструктивным. «Худой мир лучше доброй ссоры» — есть такая древняя мудрость. Вы должны быть готовы к переговорам, компромиссам и сотрудничеству, к партнерству, а не к конкуренции, противостоянию или доминированию. В любом споре или конфликте, в любой сложившейся в жизни ситуации более разумным решением будет искать общие интересы, цели и ценности, а не различия и противоречия.

В спорах и конфликтах гораздо разумнее будет предлагать альтернативные варианты, которые учитывают потребности и желания обеих сторон, а не настаивать на своем единственном решении.

Сейчас читают