Доверие населения — главный критерий: как работает сервис-ориентированнная модель казахстанской полиции

Полиция
Фото: МВД РК

 В Казахстане по поручению Главы государства ведется поэтапная работа по созданию профессиональной сервис-ориентированной модели полиции XXI века. На основе анализа текущей ситуации и международного опыта, разрабатываются и внедряются новые подходы в работе правоохранительных органов страны, передает агентство Kazinform. 

Новая модель работы полиции в первую очередь ориентирована на тесное взаимодействие с обществом и совместное решение вопросов безопасности с учетом мнения населения об эффективности полицейской службы.

— Основной приоритет — это качественное оказание полицейских услуг. Каждый контакт полиции с гражданами должен соответствовать пяти критериям качества, в числе которых законность, всесторонность, вежливость, информированность и своевременность. Далее — решение проблем безопасности. Сегодня на основе анализа проблем, возникающих в сфере безопасности, Министерством внутренних дел комплексно принимаются меры по устранению причин и условий, которые им способствуют. Также стоит отметить, по сведениям Бюро национальной статистики, уровень доверяя к полиции повысился до 58%, — информирует начальник управления Комитета административной полиции МВД РК Руслан Каржаспеков.

По словам Руслана Каржаспекова, во всех регионах распоряжениями акимов городов и областей созданы межведомственные группы по обеспечению безопасности. В их состав вошли представители региональных органов полиции, прокуратуры, здравоохранения, образования, социального обеспечения, по делам молодежи и местной общественности. Они изучают проблемы местного сообщества и вырабатывают рекомендации по их разрешению.

— Третий важный приоритет — это партнёрство. Безопасность не может быть достигнута усилиями одной только полиции. Необходимо, чтобы все общество участвовало в этом процессе. Поэтому важно, чтобы полиция умела выстраивать партнерские отношения со всеми представителями общественности. Для решения проблем безопасности граждан, мы ведем совместную работу с акимами, другими государственными органами и общественностью, для того чтобы вместе решить возникающие проблемы. В эту работу вовлекаются общественные помощники, желающие добровольно участвовать в охране общественного порядка. На сегодняшний день по стране зарегистрировано более 20 тыс. таких добровольцев, вошедших в составы общественные формирования правоохранительной направленности (ОФПН). В текущем году ОФПН в целом по стране пресечено 890 преступлений и 19 тыс. административных правонарушений, — добавил глава управления Комитета административной полиции МВД РК.

В числе ключевых приоритетов — трансформация системы из бюрократической в человекоцентричную и клиентоориентированную.

— В качестве положительного примера можно отметить неравнодушие граждан к бытовому насилию. Если раньше, когда соседи звонили на «102» по таким фактам, сотрудники полиции не могли принять меры без заявления самой потерпевшей, то с 1 июля текущего года правовые меры к семейным дебоширам принимаются полицейскими по каждому обращению. И количество таких звонков растет, так как население проявляет нулевую терпимость. Как результат, выросло количество привлеченных к ответственности «домашних тиранов. Если во втором квартале текущего года было привлечено 7 тыс. лиц, то в третьем — их количество выросло до 27 тыс., еще 9,5 тыс. дебоширов привлечено к ответственности в октябре. В целом в результате принимаемых мер, по итогам 10 месяцев 2023 года наблюдается снижение регистрации сообщений о правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений на 20%, в том числе уголовных правонарушений на 4,2%. Кроме того, отмечается положительная тенденция снижения регистрации уголовных правонарушений. По итогам 10 месяцев — на 13,5%, — пояснил Руслан Каржаспеков.

В рамках работы по созданию профессиональной сервис-ориентированной модели полиции XXI века, по поручению Главы государства, МВД РК была разработана Концепция общественной безопасности в партнерстве с обществом, проведены общественные слушания, международный форум.

— Начиная с 2023 года, во всех учебных заведениях МВД внедрен курс повышения квалификации «Основы сервисной модели полицейской деятельности» для всех категорий сотрудников ОВД, а также во все программы курсов повышения квалификации включена тема лекции «Казахстанская сервисная модель полиции». Цель — повышение у полицейских профессиональных компетенций в сфере управления, инфокоммуникаций, финансовой грамотности, проектного управления, кризисного и HR-менеджмента, ораторского искусства, коммуникативных навыков, а также конструктивного диалога со средствами массовой информации и обществом. В 2023 году на базе учебных заведений МВД было запланировано проведение 26 курсов повышения квалификации по теме «Сервисная модель полиции», проведено порядка 20, — поделился наработками текущего года представитель МВД РК.

В Министерстве внутренних дел считают, что для перехода полиции на модель качественного сервиса, требуется поэтапное принятие системных мер. Но, определенные достижения уже есть. В первую очередь, выстроена трехуровневая модель оказания казахстанцам полицейского сервиса. Это позволит повысить шаговую доступность полиции для всего населения и сделает ее деятельность более прозрачной.

— Первый уровень — это модульные посты в общественных местах. Физическое присутствие полиции в многолюдных местах повышает у граждан чувство безопасности. По всей стране — были размещены более 100 модульных постов. Второй уровень — это сервисные участковые пункты полиции. Здесь обслуживаются жители микрорайонов. В целях оказания качественных полицейских услуг населению, создаются новые современные участковые пункты полиции. Основная их задача — решение проблем граждан в сфере безопасности в конкретном районе. Это современное сервис-ориентированное пространство с комфортными условиями для работы с гражданами, в том числе с маленькими детьми. Третий уровень — сервисные центры. Они предназначены для заявителей, не согласных с решениями по уголовным и административным делам, — проинформировал Руслан Каржаспеков.

Первые такие центры будут запущены в Алматы. Затем, по их образцу, такие же сервисные центры появятся в других регионах.

В рамках создания профессиональной сервис-ориентированной модели полиции XXI века, МВД сообщает о начале процесса дебюрократизации и оптимизации оказываемых полицией государственных услуг.

— В качестве положительного примера, можно отметить функционал регистрации, снятия транспортных средств, оплату административных штрафов. Сегодня это возможно сделать через банковские мобильные приложения. В общей сложности 42 государственные услуги, оказываемые МВД, переведены в электронный формат. 9 госуслуг смартфонизированы. Процесс цифровизации и дебюрократизации продолжается, и будет затрагивать все подразделения. Кроме того, при МВД создан Ситуационно-аналитический центр, где изучены проблемы населения и вырабатываются рекомендаций по их разрешению. Определены криминогенные места, так называемые «горячие точки», в том числе места, в которых необходимо установить освещение, камеры видеонаблюдения, увеличить маршруты общественного транспорта в часы пик. Таким образом, решая проблемы безопасности, предотвращается совершение новых правонарушений, улучшаются условия труда полицейских, — добавляет глава управления.

В правоохранительном ведомстве отмечают, что наряду с реформами, в МВД ведется борьба с коррупционными рисками. Чтобы сотрудники полиции в период несения службы не отвлекались на решение собственных материальных проблем, повышается заработная плата и улучшается материально-техническое обеспечение.

— Кроме того, проводится обучение сотрудников полиции навыкам вежливого общения с гражданами, реагирования в критических ситуациях и на правонарушения. В целом переход на сервисную модель обеспечения общественной безопасности, является важным этапом реформирования казахстанской полиции, ориентированной на потребности гражданского общества. Что касается сроков перехода на сервисную модель полиции, то необходимо признать, что полный переход на эту модель — это задача не одного дня, учитывая, что в других странах она создавалась десятилетиями. Для того, чтобы полиция перешла на такую модель качественного сервиса, требуется принятие системных мер. При этом важно отметить, что МВД не может просто увеличивать количество полицейских на улицах. Главная задача заключается в максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, улучшении работы с кадрами, оптимизации процессов, устранении потерь и волокиты, — добавил Руслан Каржаспеков.

По словам руководителя управления Комитета административной полиции МВД РК, на сегодняшний день пересмотрены критерии оценки работы полицейских.

— Сейчас работа полиции полностью направлена на то, чтобы оказывать гражданам качественные услуги, оперативно приезжать на вызовы, быть доброжелательными с заявителями и потерпевшими, чтобы, в конечном итоге, люди оставались удовлетворенными работой полиции, — резюмировал Руслан Каржаспеков.

Сейчас читают