Учитель, в личности твоей...

None
None
ШЫМКЕНТ. КАЗИНФОРМ - Вечно актуальная тема воспитания патриотизма в разговоре с разными людьми колеблется в диапазоне от: «Права она или нет, это моя страна», до: «Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма» Бернарда Шоу. С чем вряд ли кто-то будет спорить, так с тем, что воспитать патриотов может только патриот, пишет журналист областной газеты «Южный Казахстан» Игорь Лунин, рассказывая о своем земляке - педагоге Бауыржане Исалиеве.

Для учителя высшей категории истории и географии Б. Исалиева ближе определение наших соседей: «Что такое патриотизм, как не любовь к еде, которую ел в детстве». При всем нарочитом примитивизме в этой фразе Линь Юйтана очень глубокий философский смысл. Для каждого из нас Родина начинается с первых запомнившихся ощущений внешнего мира детства. Это тепло материнских рук, аул, в котором вырос, природа и люди, которые тебя окружали и, да, вкус еды. Мой земляк Бауыржан вырос в небольшом селе Шукурбулак Тюлькубасского района, и его неброский, но очень серьезный патриотизм родом из этих прекрасных мест».

«Наверное, - шутит Бауыржан, - если бы я родился в пустыне, тоже до конца дней любил свою родину и нашел бы в ней много достоинств. Но повезло, искать ничего не пришлось: тюлькубасская долина почти идеальное место для воспитания любви к родине. Знакомила нас с изумительной природой родного края учительница географии, приехавшая из Пензы. А во время походов и экскурсий рассказывала о других регионах моей огромной страны и мира. Так что мой патриотизм изначально закладывался как интернациональный. Еще мы тогда всей страной, включая школьников, помогали патриотам Кубы в борьбе за свободу. И не только митингами и школьными линейками, но и вполне реальными, посильными нам делами. Так мой патриотизм становился активным, деятельным.

 С тех пор и до сегодняшних своих седин уверен: все зависит от личности учителя. Он должен быть не только авторитетом для детей, что само собой разумеется, но и для родителей. Личность - это уважение к себе, уверенность, здоровое честолюбие и профессиональные амбиции, умение отстаивать собственное мнение, доказать свою точку зрения на события. Когда говорят, что для авторитета учителя надо соответственно оплачивать его труд - это от лукавого. Наши учителя получали более чем скромные зарплаты, но с каким достоинством и тактом они держались! К материальному достатку авторитет человека вообще имеет очень опосредованное отношение. Что бы ни говорили апологеты капитализма, ценность человека в обществе определяется ценностью его личности. К тому же при действующей у нас системе оплаты труда педагогов ничто и никто не мешает школьному учителю повышать квалификацию и, соответственно уровень зарплаты. Кто мешает завоевывать авторитет? Школа не место, где меряются толщиной бумажника, стоимостью костюма или крутостью личного автомобиля. В школе воспитывают и обучают будущих граждан. Административной глупости и начальственного самодурства хватало и в советской школе. Но это не мешало нашим учителям быть Личностями и воспитать нас патриотами своего края, своей Родины. И сейчас ни один самый суровый и своенравный директор никогда в здравом уме не выгонит на улицу квалифицированного и авторитетного учителя. Потому что если выгонит, другие с радостью примут. Учитель - профессия штучная. Не может воспитать индивидуальность человек, лишенный индивидуальности».

Бауыржан рассказывает, что когда в конце 90-ых, после перерыва в несколько лет, вернулся в школу, то первым желанием было изменить методику преподавания истории. Мир вокруг стремительно менялся, а здесь все было статично. Было чувство внутреннего дискомфорта и не до конца осознанная мысль, что так дальше нельзя. Учителя теряли интерес к детям, дети - к учебе, а слово «патриотизм» стараниями СМИ стало почти ругательным.

 «При 38-ой школе, - вспоминает Бауыржан, - тогда работал центр гражданского образования «Интеллект». Прошел я программу «Уличное право» по демократии и правам человека. «Общечеловеческими ценностями» в понимании Джорджа Сороса, который оплачивал банкет, не проникся. Пусть уж старик на меня не обижается. Мальчик я был уже взрослый, грамотный, и для чего американский дедушка тратит заработанные непосильным трудом доллары на глубоко неизвестный ему Казахстан, понимал отлично. Меня привлекло не содержание, а форма - великолепные методики интерактивного обучения. Это сейчас они применяются везде и давно перестали быть экзотикой. А в конце 90-ых вся система образования еще работала по накатанной, и более живые, близкие детскому восприятию методы преподавания учителя только-только начинали применять на свой страх и риск. 

Интерактивные формы обучения особенно эффективны как раз в изучении предметов, связанных с культурой, родным краем, страной, обществоведением, историей. Тогда даже приказом гороно в школах Шымкента ввели факультатив «Граждановедение». Название говорит само за себя. Сейчас его, к сожалению, уже нет. Но есть комплекс предметов, определяющих патриотическое воспитание школьников: отечественная и всемирная история, человек-общество-право, география, светскость и религиоведение. Весь учебный материал составлен именно с прицелом на патриотическое воспитание детей. А выбор методик преподавания сейчас очень широкий - от кембриджской системы, применяемой в Назарбаев Интеллектуальных школах, до традиционных форм урока образца 30-90-ых годов прошлого века. В их оптимальном сочетании как раз и раскрывается мастерство преподавателя».

Проблемы с эффективностью казенного патриотизма возникали наверняка еще в государстве шумеров.Мало что с тех пор изменилось, как мало изменилась человеческая психика. Идущее сверху, от власти, у рядового гражданина вызывает если не автоматическое отторжение, то определенную настороженность. Так уж сложилось в человеческом обществе, что власть априори подозревают в неискренности. Плюс хроническое, можно даже сказать, системное косноязычие всех чиновников всех стран и народов. Исключения, безусловно, бывают, но их влияние на общую картину близко к абсолютной погрешности.

 «Просто наблюдения, - поясняет Бауыржан. - Победы наших спортсменов на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро вызывали у детей бурный всплеск патриотизма. А череда официальных мероприятий, посвященных какому нибудь чего-то-летию, оставляла равнодушными. Это не потому, что старшеклассники плохо знают историю своей страны или не гордятся ее героическими страницами. Просто пока они реагируют на события искренне и непосредственно. Потом научатся часами дремать с открытыми глазами на скучнейших и вполне бессмысленных по результатам собраниях и конференциях. Эти массовки могут быть посвящены даже самым ярким событиям истории и современности, но не перестанут быть ни скучными, ни бессмысленными. Потому что не доходят до душ и сердец тех, кому по идее должны быть адресованы. Скажите, от того, что, повзрослев и понабивав шишки, мы научились притворяться, лучше стало обществу? Ведь Родине от нас нужно точно не лицемерное и пассивное соглашательство, а активное участие в жизни. Чем закончилось такое негражданское отношение граждан для союза нерушимого, все помнят.

Надо видеть, как загораются глаза у мальчишек и девчонок, когда мы обсуждаем темы джунгарского нашествия или Великой Отечественной войны! Мне есть с чем сравнивать. В недоброй памяти 90-ые такие глаза в классе были редкостью, бальзамом на душу учителю. Сейчас дети не просто гордятся своими далекими и близкими предками, отстоявшими Родину в тяжелейшие периоды истории. Они стремятся углубиться в подробности, ищут причинно-следственные связи событий, истоки побед и поражений, подвигов и предательств, стараются не только узнать, но и понять, прочувствовать, что такое подвиг народа, как людям удалось выстоять и, казалось бы, вопреки всем объективным обстоятельствам и материальным возможностям страны, победить сильнейших противников. А когда дети понимают, что и джунгар, и германских нацистов плюс пол-Европы мы победили благодаря единству казахов трех жузов и всех народов Советского Союза, их патриотизм становится осознанным. Они ясно понимают неразрывную связь истории и современности, то, о чем постоянно напоминает наш Президент: сила - в единстве, поодиночке мы бы не выжили в прошлом и тем более не сможем уверенно идти в будущее. Напомню его слова, не теряющие своей актуальности: «Сегодня глобальный мир ищет формулу единства и находит ее здесь, у нас в Казахстане. Все это говорит о том, что наша страна находится на верном пути». 

В прошлом году к школьной линейке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы с классом договорились готовиться после уроков. Так ребята сами решили и меня уговорили. Разбирали самые драматические моменты, участие в ней казахстанцев, других народов СССР, разучивали военные песни. А когда потом всем классом пели их на торжественной линейке, самых хулиганистых пацанов было не узнать: настолько они прониклись величием подвига своего народа. Вот в таких моментах, как в капле воды, отражается результат патриотического воспитания. Это чувство гордости за свою Родину в них уже навсегда».

Сейчас читают