Там, где живут трамваи: все о работе павлодарского трамвайного депо

трамваи павлодар
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

Павлодар — один их немногих городов Казахстана, где сохранили трамвайную систему. Каждый день на линию выходят более 80 вагонов. В городе можно заметить и старые трамваи, еще советского производства, и новые белорусские вагоны, передает корреспондент агентства Kazinform.

Павлодарские трамваи «живут» в депо. Здесь их ремонтируют, обслуживают и красят.

павлодар трамвай
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

Первый вагон выезжает за ворота депо около половины шестого утра, чтобы работники заводов не опоздали к началу смены. Однако прежде, чем трамвай выйдет в город, его отмоют и осмотрят, а водитель посетит медика. Водителю измерят давление и проверят на трезвость. Потом нужно заглянуть в диспетчерскую, получить путевой лист и можно выходить на маршрут.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

Работают водители трамваев в три смены. Одни проводят в кабине около семи часов подряд, другие выходят только в часы пик. Их называют разрывниками. Разрывники отрабатывают рабочую смену в два захода — рано утром и вечером, а днем их вагоны отдыхают в депо. Здесь же ждут своей очереди резервные трамваи. Они выходят на линию, когда ломаются другие вагоны или уходят на плановый капитальный ремонт.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

— В трамвайном управлении я работаю уже 40 лет. Наш цех отвечает за плановый ремонт, он проводится раз в полтора года. Это зависит от пробега. Каждый месяц на плановый ремонт заходят пять вагонов. Мы их практически полностью разбираем: кузов разбирается, тележка распрессовывается, снимаем рельсовые тормоза, делаем протяжку, меняем подшипники, обновляем детали, которые требуют замены. Движки сдаём на ремонт в другой цех. Когда все готово, собираем, комплектуем и вагон возвращается в строй. У нас в бригаде восемь человек —  два кузовщика, два электрика и четыре слесаря, — рассказывает слесарь трамвайного депо Жамбул Алданов.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

Есть в трамвайном депо специалисты, которые занимаются текущим ремонтом и устраняют мелкие поломки. К примеру, у советских вагонов частая проблема — двери. Решается она быстро. У современных вагонов иногда подводит электроника. На каждый трамвай заведена «книга поезда». Как в медицинской карточке — внутри расписаны все поломки и ремонты.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

В депо работает токарный цех, и часть деталей делают здесь. Еще есть покрасочный цех, где вагоны обретают новый облик. Часть старых трамваев выкрасили в красно-белую гамму, на других красуется реклама.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

В депо есть смотровые канавы для ремонта вагонов. Одну из них сейчас модернизируют. Она станет шире, работать будет удобнее, потому что трамвай во время ремонта будет стоять на «столбиках».

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

В депо всего 111 вагонов, считая резервные. Все они очень разные. Есть старые вагоны, изготовленные еще в советское время на Урале на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. В 2015 году АО «Алюминий Казахстана» подарил городу пять новых ярко-оранжевых трамваев. Трамвайщики называют их «рыжиками». А несколько лет назад в Павлодар прибыли 23 современных белорусских вагона. Позже их украсили подсветкой: на ночных улицах выглядит очень атмосферно.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

Старые трамваи тоже различаются между собой. Есть прогулочный вагон с мягкими диванами и столиками, есть спецтрамваи со срезанной крышей. Их переделали из обычных, чтобы было удобно обслуживать рельсы и контактную сеть. Есть снегочисты. Есть двойные трамваи, которые ходят на заводы в часы пик. Их называют «система», и не каждый водитель имеет право управлять такой машиной.

Иван Азаренко — водитель трамвая, в депо работает уже 30 лет. Как водитель первого класса он может управлять любыми вагонами, самых разных модификаций, но предпочитает ездить на двойном под номером 130-129. Каждый его день начинается около четырех утра: нужно собраться, успеть на развозку в 4:30, чтобы строго по графику трамвай выехал из депо.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

— Выезжаю, бывает, и на новых белорусских трамваях, и на «рыжиках». Но мой — двойной. Работаю в часы пик: отвозим людей на работу, а вечером — забираем с работы. Новые трамваи удобнее, ломаются реже, но по сердцу мне старые вагоны. Когда-то у меня был 94-й, он уже списан. Почти 27 лет у меня вагон 129-130, считайте — долгожитель. Редко кто так долго на одном трамвае ездит. К слову, раньше в разрывную бригаду (на двойные трамваи) было просто так не попасть. Она считалась элитой, здесь работали настоящие спецы. Да и сейчас не каждый водитель может управлять двойным трамваем, это большая ответственность, — рассказывает Иван Азаренко.

Работая в депо, он познакомился со своей будущей супругой. Ольга Азаренко до сих пор работает здесь диспетчером. Диспетчерская служба — сердце трамвайного управления. Одновременно дежурство несут два диспетчера. Следят, как трамваи выходят из парка, отслеживают движение на линии и на территории депо, работают с документами. Оставаться на связи с водителями им помогают рации. Также в диспетчерскую сообщают, если произошла поломка, сбой движения и другие нештатные ситуации. Иногда звонят пассажиры, которые забыли в салоне вещи. Но бывало, что диспетчер помогал родителям найти потерявшегося ребенка.

— Один диспетчер следит передвижениями внутри депо, второй — по городу. Перед тем, как выйти на линию, водители заходят к нам, получают путевой лист и книгу поезда. Сейчас первый трамвай выходит из депо в 5:27, последний возвращается после часа ночи — в 1:11, — рассказывает диспетчер депо Жумагуль Сатимова.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

До того, как отправиться в путь, водитель должен не только зайти к медику и отметиться у диспетчера, но и получить инвентарь. В небольшой комнате на длинных стеллажах стоят ведра с инвентарем. Обычные металлические ведра, красной краской сбоку написан номер вагона. Это удобно. Если ячейка стеллажа пустая — значит, вагон на маршруте.

— Мы выдаем экипировку. Обязательно — диэлектрические перчатки, предохранитель, ключ для соленоидов, ключ реверса, струбцины для сцепки вагонов. Смотрите, вот в этих ведрах инвентаря гораздо больше. Значит, трамваи на покраске или встали на плановый ремонт, поэтому все хранится здесь. Если сломается микрофон, у нас есть запасные, чтобы заменить, — рассказывает экипировщик Лариса Демьянова.

трамваи
Фото: Наталья Зинченко/агентство Kazinform

Павлодар — не зря называют трамвайной столицей страны. Здесь не просто сохранили трамваи, в городе ремонтируют трамвайные переезды, контактную сеть, обновляют вагонный парк, запускают новые маршруты.

В 2024 году в Павлодаре планируют построить новую трамвайную ветку и охватить строящийся микрорайон «Достык», где, по расчетам местных властей, будет проживать около 60 тысяч человек.

Проект оценили в два миллиарда тенге. Будут построены несколько километров рельсов, а вот опор и проводов не будет.

В сторону микрорайона «Достык» планируют пустить гибридные трамваи: часть пути они проезжают, как обычно, потом опускают пантограф и продолжают движение автономно — на заряде аккумулятора. Часть салона будет низкопольной — для удобства пожилых людей и людей с инвалидностью. К слову, сейчас во всех павлодарских трамваях действует электронная система оплаты проезда.

Сейчас читают