Пока область Улытау богата только проблемами

коллаж вода тэц дороги отопление
Коллаж: Midjourney/ Kazinform

Область Улытау – одна из недавно созданных областей нашей страны. За полтора года существования области в регионе назрели проблемы в сфере благоустройства, ЖКХ и строительства. Корреспондент Kazinform побеседовала с акимом области Улытау Бериком Абдигалиулы, и узнала, как в регионе обстоят дела с водой, отоплением и дорогами.

- Самая главная проблема – питьевая вода. Когда закончится строительство Эскулинского водовода?

- Эскулинский водовод уже достроен. Он прямого такого отношения к Жезказгану не имеет. Это в основном главное обеспечение города Сатпаев и поселка Кенгир. Для Жезказгана изначально в 2010 году, когда он проектировался, он был как резерв. По проекту Жезказган должен питаться от Уйтас-Айдосского подземного водозабора и дополнительно от Кожамсеитского месторождения. Этот проект тоже в те годы был запланирован, он действует до сих пор. Сейчас водопровод устарел, везде порывы происходят, поэтому мы не можем полностью обеспечить город Жезказган питьевой водой, чистой, родниковой.

В Эскулинском водоводе запас воды около 500 миллионов кубов, которые не освоены. Этим сейчас занимается «КазВодХоз», предприятие министерства водных ресурсов. Они с недобросовестным подрядчиком ссудятся и в этом году должны были завершить, но отложили на следующий год. Другой вопрос - насколько запас Эскулинского водовода хватит, потому что он для Жезказгана недостаточен.

Что касается Жезказгана, то в связи с изношенностью водопровода была поставлена задача построить новый. Уже 14 км построены, на следующий год планируем завершить. Это было поручение Главы государства. Средства выделены через Министерство водных ресурсов. В следующем году параллельно будет водопровод с Уйтас-Айдоса. Проблема в том, что водохранилище Кенгир уже долгие годы не обновляется, то есть талые воды весной не обеспечивают тот необходимый объем, который должен быть. Если необходимо 3,5 миллионов кубов, то недостача весной была до 100 миллионов кубов, так как вода недостаточно поступает, не обновляется, шлюз не открывается и это влияет на качество воды. Поэтому у нас параллельно идет проект обновления и модернизации в хозяйственно-питьевых предприятиях. Гидроцех, где очищают воду, добавляют уже очищенную кенгирскую воду из водохранилища. К сожалению, пропорции у нас до сих пор не меняются 30 или 40% это только подземные, а остальное наземное.

Сейчас идет ремонт полностью предприятия сельхоз питьевой воды, гидроцеха на новую систему очистки мембран. Эта работа тоже в следующем году должна завершиться и тогда уже очистка самой воды Кенгир будет уже намного лучше, чем сейчас. К тому же после строительства нового водопровода Уйтас-Айдос, питьевая вода должна качественно измениться в лучшую сторону. Помимо этих проблем еще существует изношенность внутренних квартальных магистральных водопроводных сетей по городу. Вода очень жесткая и поэтому остается изношенность железных трубопроводов очень большая, это тоже влияет на качество воды, поэтому в этом году мы максимально сейчас меняем как водопроводные, так и тепловые сети на пластиковые.

- В прошлом году зимой в Жезказгане было несколько аварий, связанных с отоплением. Можете гарантировать, что жезказганцы проведут зиму в тепле?

- В этом году мы сделали свой анализ и подвели итоги по прошедшему отопительному сезону. Мы выявили наиболее опасные и слабые точки по тепловым и внутриквартальным магистралям. В этом году мы отремонтировали больше 40 километров тепловых сетей, эта работа еще продолжится. Основной объем работы выполнен.

Также в этом году при поддержке Правительства с проектом «Инвестиции в обмен тарифа» корпорацией «Kazakhmys Energy» в начале года выделялось около 3 млрд тенге только на ремонт и подготовку отопительного сезона. Сейчас они увеличили сумму до 11 миллиардов, работы идут. Всего у нас будет 6 котлов. Если даже 4 и 5 котлы будут постоянно работать, то один в резерве будет. Еще проблема у нас в том, что два котла, которые должны были уже в этом году отремонтировать, но в связи с недостатком средств «Казахмыс» отложил это до весны. Это №8 котел. Работы ведутся, весной они подключат его, тогда уже можно сказать о постоянно стабильном теплоснабжении.

Мы еще будем вести строительство котла №10. Это уже планируем ближе к 2025 году. Когда эти два котла новые включат, проблема с дефицитом теплоснабжения в городе Жезказган снимется. Это сейчас основная проблема и препятствие для развития города, мы не можем строить даже дома. Особенно в новом районе, потому что наблюдается дефицит тепла. Мы в прошлом году построили 36-квартирный дом, но не подключили его из-за дефицита тепла. Если мы подключим этот дом и выдадим жителям, то в соседних пяти домах будут проблемы, также будут проблемы в больницах и частном секторе.

В этом году мы магистраль поменяли, увеличили диаметр больше чем на половине сетей, заменили 800 мм диаметр на 1200. В прошлом году были проблемы с теплом в двух социальных объектах: в многопрофильной больнице и в школе-интернате имени Абая. Для них планируем в ближайшее время построить автономные котельные модули на газе. Тогда эти социальные объекты тоже будут обеспечены теплом. При поддержке корпорации разработана проектно-сметная документация на строительство тепловых сетей, канализации на общую сумму 8 миллиардов тенге. Мы будем просить Правительство выделить деньги по программе «Развития областных центров». Также мы полностью поменяли генеральный план города Жезказган. После мы начнем детальные планировки, конкретно проводить аукционы на выделение участков и параллельно будут строиться дома и сети.

- Вы не проводили мониторинг дефицита тепла? Насколько он большой? Либо есть проблемы с теплом из-за изношенности магистральных сетей?

- У нас где-то 150 гигакалорий дефицита тепла в Жезказгане, в том числе и в городе Сатпаев. Там две котельные работают, которые принадлежат «Kazakhmys Energy». Это тоже сейчас является препятствием для развития Сатпаева. Поэтому рассматриваем строительство дополнительного котла, либо ставим вопрос о строительстве нового ТЭЦ. Такой проект был в 2009 и 2010 годы. Мы его актуализируем, инвесторов нашли, но с недостаточным количеством газа нам пока разрешение Правительство не дает. На угле могут строить только, как показывает опыт, Российская Федерация, а остальным всем международным инвесторам запрещено строить на угле. Они должны законодательно только на газе строить, газ нам пока не подтверждают. Сейчас необходимо нам разработать технико-экономическое обоснование, показать какой у нас дефицит тепла ожидается в будущем, и как обосновать в перспективе развития двух городов возможности нашего ТЭЦ Жезказганского, необходимость и целесообразность строительства нового ТЭЦ-2. Вот эти работы мы сейчас ведем.

- С дорогами тоже у Вас большие проблемы. Трасса «Жезказган – Кызылорда» готова со стороны Кызылорды. Почему со стороны Вашей области дорога до сих пор еще не готова?

- Проект уже начинался в 2019 году. Источником финансирования являлся Азиатский банк развития. Строительство кызылординской части началась, но, когда 90 миллиардов было выделено на нашей территории на 216 км, началось массовое удорожание всех цен в связи с геополитической ситуацией. Подрядчики официально отказались строить эту дорогу. Министерство транспорта, так как эта дорога является республиканской, вынуждено было провести корректировку проектной документации, которая увеличилась с 90 миллиардов до 145 миллиардов тенге. Азиатский банк подтвердил уже в этом году эту сумму, и конкурс к концу года обещают завершить. Так как конкурс проводит и Азиатский банк в том числе, процедура немного затянулась. У подрядных организаций должна была быть высокая финансовая устойчивость. Однако большинство наших фирм, фактически 90% компаний, не могут принимать участие. С нашей линии принимали участие крупные компании, как BI group и другие компании с финансовой устойчивостью. В основном выигрывают зарубежные компании: китайские и турецкие. Министерство транспорта разделило эту дорогу на 8 участков, снижая требования банка. Теперь ожидаем активное участие наших компаний, как определят победителей уже в марте-апреле приступят к строительству.

- Мы ранее писали об этой проблеме. Тогда мы говорили, что наши подрядчики и их месячный оборот не доходил до того уровня, который требует банк. Сейчас нашлись подрядчики, которые соответствуют этим требованиям?

- Сейчас Правительство пошло навстречу, чтобы наши компании тоже принимали участие, и снизили эту планку. Разделили на 8 участков дорогу и требования снизили, убедили Азиатский банк развития. Пока я не могу сказать, потому что мы не знаем победителей конкурсов.

- Помимо дорог республиканского значения у Вас тут были проблемы и в самом городе, и в областном центре. Летом ремонтировали три основные улицы Жезказгана. Сколько дорог еще требуется привести в порядок, когда в Жезказгане будут идеальные дороги?

- Когда мы планировали бюджет, мы выделяли до 3 млрд тенге для ремонта дорог Жезказгана. Это хорошая сумма, если считать, что раньше больше 1-1,5 млрд тенге не выделялось на ремонт дорог. В период отопительного сезона выявлялись проблемы. Мы пересмотрели некоторую часть суммы и перебросили на сети. Также частично были проблемы на тех участках, которые выиграли подрядчики, они несвоевременно провели ямочный ремонт. Проектно-сметная документация фактически отсутствовала, были только сметные расчеты без экспертизы. Это недостаток работы акимата города, мы не проконтролировали это. Оставшиеся участки тоже прошли с опозданием.

Мы сделали выводы, и масштабная работа до 5 миллиардов планируется на следующий год. Документы готовятся с экспертизой. Есть проблема с нехваткой асфальтных заводов, проблема дефицита самого асфальта, битума, и даже подрядчиков. Местные компании не осваивают бюджет. Необходимы крупные компании, но здесь такого объема раньше не было и не все способны освоить эту сумму. У них помимо городских дорог есть объекты в других районах. Они стараются участвовать в кампаниях, строить другие участки на районных и областных дорогах. Не хватает их мощностей. В этом году, надеюсь, будем приглашать и другие компании.

Проблема Жезказгана в том, что логистика очень сложная, с других регионов приезжать к нам особое желание не проявляют. Чтобы строить здесь свой асфальтный завод, надо иметь свой карьер щебеночный, технику новую. Объемы у нас небольшие и к, сожалению, к нам крупные инвесторы и подрядчики не идут. В этом году ожидаем большие объемы работ. По трассе Кызылорды эти строительные компании, которые выиграют тендер, будут строить свои асфальтные заводы, будут работать и на город, и на трассу.

Еще одна проблема – нехватка ГСМ. У нас нехватка нефтебазы. В области можем хранить всего лишь 3000 тонн ГСМ. Эту проблему особенно ощущают фермеры. Они даже удешевленные горюче-смазочные материалы не смогли получить, потому что ГСМ хранить здесь негде. Здесь администратор только один, и даже он отказался участвовать в конкурсе. В этом году наши фермеры не получили удешевленный ГСМ.

Раньше в Карагандинской области одна компания выигрывала, и он обеспечивал. Сейчас карагандинская компания на нашей территории не участвует. Мы обратились за помощью к Qazaq Oil и сети заправок. Они обещают уже весной поставить свой объект 5000 тонн нефтебазы и это будет обеспечивать наш необходимый запас и дополнительные объемы, которые будут во время строительства дороги на Кызылорду.

- Как только Вы приведете в порядок всю инфраструктуру будете делать дороги?

- Да, мы в этом году также и на благоустройство дворов, ремонт фасадов средства выделяли. Мы при поддержке Министерства транспорта и КазАвтоЖол начали капитальный ремонт дороги в сторону Аркалыка. У нас 200 км дорога «Аркалык-Улытау» грейдерная, там не было асфальта. Еще 27 км в этом году сделаем. 40 км в ту сторону уже асфальт будет. Мы планируем до 2025-2026 года дойти до границы асфальтной дорогой. Это для нас огромный прогресс, как в сторону Кызылорды, так и в сторону Аркалыка. Они обе республиканские дороги, не говоря про Караганду. Там тоже работа уже началась. Недавно министр транспорта уже объявил, что сейчас ведутся переговоры со Всемирным банком. Если они выделят эти средства, то уже в этом году начнется строительство, фактически полная реконструкция этой дороги. Сейчас там двухполосная, но будет четырехполосная дорога «Караганда-Жезказган».

- Вы на брифинге в СЦК заявили, что хотите Улытаускую область сделать экономическим и туристическим центром. Есть ли потенциал для этого?

- Сейчас это логистика. То, что мы сейчас говорим о дорогах, это основная задача. Если в 2025-2026 году мы уже завершим дороги в Кызылорду, Аркалык и в Караганду, то уже будут обеспечены удобства для инвесторов, расширится туристический поток. Помимо этого, у нас есть авиарейсы в Алматы, Астану, Караганду. Открыли рейсы при поддержке Министерства транспорта в сторону Шымкента.

В будущем найдутся инвесторы на различные месторождения. Будем их привлекать. По добыче и по переработке сегодня у нас в основном это «Казахмыс». 70% всех объемов промышленных вырабатывает только «Казахмыс». Мы являемся вот такой монообластью, поэтому задача у нас диверсифицировать экономику.

Сейчас появляются интересные проекты с развитием альтернативной энергетики, строительства ветровой электростанции. Уже один проект запускается на 70 миллиардов тенге - строительство ветровых метровых мачт, выработки электроэнергии между двумя городами. Также много внимания уделяем на развитие агропромышленного комплекса. У нас, к сожалению, очень слабо это развито. Я об этом говорю и нашим фермерам. Есть социально значимые продукты, из них только три вида наши, остальное все привозное. У нас производится только мясо, хлеб и мука, а остальное все привозим. Это влияет на рост цен. Со строительством дороги в сторону Кызылорды мы ожидаем, что основной поток в Астану и Караганду будет проходить уже не по южному направлению – Жамбыл, Шу, Балхаш, Караганда, а именно по нашей дороге, то есть через Кызылорда – Жезказган – Караганда. Это экономит им дорогу, а у нас соответственно цены снизятся. Мы сейчас эти товары привозим с Караганды, а туда привозят из Шымкента.

Когда логистика будет проходить через наш регион, цены уже будут стабилизироваться и будет возможность полностью закрыть потребность в области. Наша область хоть и по территории большая, 5-е место в республике занимает, но по численности населения самая низкая – 230 000 человек. Мы можем полностью закрыть потребности свои по продуктам и овощам. Поэтому сейчас перед фермерами поставлена задача обеспечить наши потребности.

У нас до сих пор очень слабо здесь развито орошаемое земледелие. Поэтому в этом году уже ввели проект по данному направлению, сейчас Правительство очень хорошо помогает, до 50% субсидируются расходы на орошаемое земледелие. Недавно наше крестьянское хозяйство Улытауского района приобрело на 600 млн тенге систему дождевого полива и 300 миллионов мы из бюджета фактически возвращаем. Ожидаем, что в этом году совместно с другими фермерами половину потребности картофеля закроем.

В Жанааркинском районе готовится проект, в 2025 году полностью закроем эту потребность. Сейчас мы приобретаем картофель из Павлодарской области в наш стабилизационный фонд. Деньги мы оплатили и сейчас в межсезонье, особенно весной, когда пойдет удорожание картофеля, они будут привозить нам его. У нас здесь и негде хранить его, боимся испортить. Лук с Жамбылской области, и рис из Кызылорды договорились возить. Со многими компаниями у нас соглашение уже есть, поэтому при поддержке Правительства мы стараемся сдерживать цены. К сожалению, все равно факты удорожания есть, департамент здесь по ценам контролирует, комиссия работает, но проблема все же есть.

Инвестиционная привлекательность для региона сейчас очень сильно зависит от логистики. У нас есть проекты не только связанные с «Казахмысом», но и другие месторождения есть. Например, КазЦинк, КазХром, Оркен-Атасу в Каражале работает, золото добывают в Улытауском районе, уголь - в Жанааркинском районе. Также в «Казахмысе» строят огромный геологический кластер. База данных всех геологических месторождений в Казахстане и в нашем регионе будет. Эти проекты в будущем должны привести к развитию нашего региона.

Туризм тоже зависит от логистики. Сейчас дорогу к Жошыхану достраиваем. Задача была поставлена руководством страны. Будем развивать международный туризм. Сейчас растет интерес к истории, а у нас туризм по историческим объектам, в отличие от других регионов, где красивая природа. У нас степь и горы Улытау, и в основном это по мавзолеям и историческим местам. Интересы народа растут, и это тоже будет способствовать развитию экономики если даже не области, то района и города. Это должно свой эффект мультипликативный иметь.

Помимо дорог, есть проблемы с гостиницами. У нас нет гостиниц нормальных, город практически сейчас не готов принимать огромные делегации, в том числе международную делегацию. В этом году за 1,5 млрд тенге два предпринимателя наших строят гостиницы на 100 мест. Я думаю, постепенно регион будет привлекателен для туристов.

- Для этого же нужны хорошие кадры. С кадрами у Вас тоже проблемы есть. Как решаете этот вопрос?

- Да, проблемы есть. Вроде область создана, мы ожидали, что большой поток будет кадров из Караганды из-за возможности карьерного роста. Например, начальники отдела, замначальники управления могли здесь стать начальниками управлений, специалисты хорошие могли здесь начальниками отдела стать. Какая-то преемственность должна была быть с Караганды. Но, к сожалению, большого потока не было. Единицы с Карагандинской области прибыли. С других регионов тоже единицы прибыли, которые не знакомы с регионом, с юга и севера страны прибыли. Мы были вынуждены набирать кадры с городских районных акиматов: с Жезказгана, Сатпаева, с Жанаарки и Улытауского района, с Каражала.

Отсутствие опыта за первый год очень сильно сказалось: сырые документы, незнание в целом. Никто на уровне области не работал, все работали на уровне городов и районов. Сложно удержать хорошие кадры, их забирают другие регионы. Они уезжают в Караганду, в Астану. Проблема даже в государственном управлении здесь до сих пор до конца не решена. Сейчас Правительство выделяет деньги на приобретение квартир для госслужащих местных исполнительных органов. В этом году ждем строительство дома для республиканских госслужащих.

Надеемся, что молодые кадры и инвесторы придут к нам. Нам нужны идеи и проекты. У нас даже элементарно нет мясокомбината, хотя у нас огромный потенциал по сельхозпродуктам. Есть инвестиции, государство помогает, но нужны люди, которые готовы открывать мясокомбинат, молочную ферму и много другое.

- Корпорация «Казахмыс» из всей промышленности занимает 70%. Если из жизни горожан уйдет «Казахмыс», что будет с областью? Какие-то запасные у Вас варианты есть?

- Глава государства при создании области поставил задачу заниматься диверсификацией экономики. Сильная зависимость от корпорации «Казахмыс» - проблема. Я думаю, в «Казахмыс» тоже не сильно заинтересованы, чтобы от них все зависело. Здесь сбалансированность должна быть. Поэтому программа развития моногородов должна была именно диверсифицировать экономику, выйти из зависимости от градообразующих предприятий. По всей республике было объявлено 27 городов, и в том числе наши Жезказган, Сатпаев и Каражал. Если упадут цены, допустим, на медь, на цинк, тогда это скажется на состоянии самого предприятия и, соответственно, на самочувствии всех работников. У нас 70% экономически активного населения являются рабочими корпорации «Казахмыс». Если в «Казахмысе» случится крах, то будет катастрофа. Поэтому и создали область. Президент хочет, чтобы мы создавали новые рабочие места, новые производства. Я еще работал в Аркалыке. Вот там был крах, но он выработал оптимальный свой уровень развития, там около 30 000 жителей и когда Торгайское бокситовое рудоуправление закрылось было болезненно, но Аркалык выдержал.

«Казахмыс» сам заинтересован в создании других видов производств. Ведь у нас не только «Казахмыс», но и вокруг него очень много компаний различных, обеспечивающих его деятельность. В том числе малый и средний бизнес. К нам сейчас приходят инвесторы, которые из нашей меди хотят производить различную продукцию. Также мы ставим вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода. У нас рядом проходит нефтепровод, но запасы нефти нам Правительство пока не подтвердило. Здесь у нас на границе в Кумколь есть нефтяные скважины. Сейчас мы этот вопрос поставили перед Министерством энергетики, и после соответствующей разведки проведут аукционы. Если там запас нефти достаточен, то мы как раз ставим вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода у нас в регионе с производством продукции нефтехимии.

- Если этот проект осуществится, то это будет четвертый нефтеперерабатывающий завод в стране.

- Да, но у нас небольшой объем, 1 млн тонны в год. У шымкентского завода до 78 миллионов тонн. Сейчас он проходит модернизацию. Правительство поддержало вопрос, инвесторы тоже готовы. Вопрос сейчас стоит о запасах нефти. Нам пока не подтвердили, но обещали наши места на нефть разведать и запасы в земле есть.

Сейчас читают