Ливневки, износ электросетей и дороги – аким Караганды о проблемах города

ливневки,электросети, караганда
Фото: коллаж агентства Kazinform

Караганда – один из крупнейших индустриальных центров нашей страны. В свете последних происшествий город привлек внимание общественности. Помимо проблем с электросетями и ливневками, здесь есть множество других нерешенных вопросов, о которых корреспондент Kazinform спросила акима Караганды Мейрама Кожухова. 

- В Караганде недавно был полный блэкаут, тогда практически весь город остался без света. Насколько наши электросети изношены? Что делается для того, чтобы предотвратить подобные аварии?

- Электрическая система нашего города имеет износ от 60 до 70%. Это в основном те сети, которые были построены в Советском Союзе. Есть определенная модернизация, которая проведена за счет тех инвестиций, которые сейчас вкладываются через тариф, то есть через инвестпрограммы.

Электроснабжение у нас не вызывает такого большого опасения в городе, как может быть другие позиции. В связи с обширным строительством и развитием города, мы уже стали испытывать в некоторых участках города дефицит электроэнергии. Поэтому сейчас ведется работа, чтобы через два года мы не остались без электроэнергии.

Что касается вот этой нестандартной ситуации, которое Вы назвали красивым, модным словом «блэкаут», то это произошло не на сетях города, это на внешних сетях снаружи авария произошла. Авария отразилась на всем городе. В течение двух часов мы смогли на эту ситуацию отреагировать. Город перевели на другую линию и подали электроэнергию. Это, конечно, плохо. Из-за чего это все произошло выводы сделают эксперты, чтобы этого больше не допустить.

Мы много прорабатывали этот вопрос. Купили 5 электрогенераторов. Это не маленькие генераторы для частного дома, а огромные электрогенераторы с большой мощностью. На сегодняшний день из пяти генераторов четыре электрогенератора поставили на очень важные жизнеобеспечивающие объекты, например, на насосную станцию на Голубых прудах. Когда свет отключался, вода на возвышенность не могла пойти. Сейчас мы имеем генераторы, они в автоматическом режиме переключаются. Люди могут не понять, почему при отсутствии света, теряется вода. Теперь мы имеем возможность сделать так, чтобы у нас вода поступала даже при отсутствии электричества, потому что срабатывает электрогенератор.

- Мы читали Ваш пост об этом в социальных сетях, но хотелось бы знать, на какие важные объекты, помимо насосных станций, Вы ставите эти мощные электрогенераторы?

- У нас есть еще один объект - наш сектор в Сортировке. Там тоже насосная станция по воде, она находится на определенном расстоянии от города. Когда электроэнергия отключается, то насосная станция тоже страдала от этого. Мы на эту водяную насосную станцию поставили еще один из электрогенераторов. Последний ураган нам показал правильность нашего решения. Генераторы сработали в тот период, пока не было электроснабжения. В городе вода была.

Еще есть два генератора на двух насосных станциях, которые обеспечивают тепло - станции Теплотранзита. Из-за географического положения нашего города у нас не везде есть возможность подавать с основной насосной станции тепло. У нас есть подкачивающие станции. Мы два электрогенератора поставили на перекачивающих насосах, и они нам дали возможность бесперебойно пройти последствия последнего урагана. Последний - самый большой, его мощность 400 киловатт. Мы его установили на колесную пару, он стоит на прицепе. На нем есть 100 метров кабеля для того, чтобы по низкой стороне можно было дома подсадить. Это тот генератор, который может потянуть любой ЖК. В следующем году мы будем еще 5-10 электрогенераторов покупать для того, чтобы и остальные объекты, которые у нас есть, обеспечить резервным питанием.

Еще есть канализационные насосные станции, у которых есть определенная емкость, они сточные воды могут принимать только в течение часа, а после этого емкость заполняется и начинает вода переливаться и заливает машинный зал. Его заливают те насосы, которые стоят внизу на глубине 12-15 м. Тогда это уже ЧС. Когда будет там стоять резервный генератор, то тогда мы знаем, что через 2-10 минут мы его переключим. Сейчас мы стараемся наладить автоматику, чтобы если отключается основное электроснабжение, автоматически включался электрогенератор.

- Вы только что отметили, что один генератор на колесах Вы оставили в резерве для социальных объектов. Например, для больниц. Разве в больницах не должны быть свои генераторы?

- Все больницы имеют резервные электрогенераторы. Генераторы нам нужны будут для коммунальных нужд или же для ЖК, для каких-то домов.

Была такая ситуация, когда у нас сгорел трансформатор зимой. Сейчас все современные дома стоят на тепловых узлах, там есть подкачивающие насосы на тепло, на воду, лифты. То есть все зависит и все завязано на электроэнергии. Если света не будет, то и тепло не будет подаваться, вода не будет подаваться. Поэтому для этих целей одного генератора, наверное, мало. Чтобы мне спокойно, так скажем, жилось и спалось, нужно, наверное, еще 5 таких генераторов, которые я мог бы в любую часть города привезти. У нас есть во многих частях города коммунальные предприятия, чтобы, например, с Майкудука не везти на Юго-Восток или с города не везти в Пришахтинск, я хочу на пяти участках поставить. Может быть будут в пожарной части стоять или на какой-нибудь насосной станции.

- Еще одна проблема была в городе в конце лета, когда забились ливневки. Хотя летом Вы писали пост в соцсетях, что все ливневки города вычистили.

- Уже второй год выделяем приличные средства для того, чтобы провести работу по ревизии, по очистке, по замене, по дополнительной укладке ливневых канализаций. Мы же их не видим, они находятся на глубине 5-10 метров. В одной части города мы столкнулись с проблемой, когда к нам с наших сопок вода приходила и топила улицы. Мы начали чистить ее. Получилось так, что они больших диаметров, мы даже имели возможность не только видео разведку там делать, но даже была возможность заходить туда, потому что диаметр труб доходил до 2 метров. Туда запускали людей со специальным оборудованием. Мы обнаружили, что была забитость где-то 50%, где-то 20%, а в некоторый местах даже 80-100% забито было. Было тяжело механически их удалять. Люди спускались, набирали ведра, подносили через колодцы наверх, и поднимали веревками - старым дедовским способом.

Мы столкнулись с тем, что за определенное время застройки города многие колодцы даже засыпали и заасфальтировали. По земле идешь и не видишь колодца, а когда люди начинали очищать, то упирались в колодец, который засыпали. Приходилось их вскрывать, открывать, увеличивать, новые крышки ставить. 

В этих местах на следующий год мы запланировали еще ливневки диаметром 600 мм проложить.

- Возможность для этого есть?

- Есть. Будем вскрывать дорогу, выпилим определенный участок, уложим трубы, установим колодцы. В планах улицу Нуркена Абдирова ремонтировать. На этой улице относительно в неплохом состоянии дорожное покрытие, но мы все равно планировали ее через 1-2 года ремонтировать. 

- Вы сказали, что в некоторых местах застраивали здания и дома, но не учли колодцы ливневок. Это было не согласовано с отделом строительства?

- Да, здесь есть нестыковка нескольких моментов. Раньше, чтобы начать строить или начать какой-то участок даже забором обустраивать, нужно было пройти целый круг согласований. Помимо «водников», помимо электриков, нужно было еще пройти согласование с той службой, которая обслуживала ливневки - «ГорКомХоз» или те, кто занимался их обслуживанием. Эти согласования упразднили, рычагов для того, чтобы контролировать у местного МИО не осталось. Бизнесмен получает техусловия на свет, на воду, на тепло и начинает строить. Ему не нужно согласовывать уже с теми предприятиями, которые канализацию обслуживают, ему не нужно согласовывать с мусоровывозящими компаниями, с компанией, которая содержит дороги. Вот мы получили результат, что какой-то период мы этот вопрос не контролировали, и сейчас мы даже на некоторых участках упираемся в частные территории. На глубине 7 метров проходит наш коллектор. Нам приходится либо договариваться с хозяевами участков, чтобы они нам дали возможность установить колодец или прочистить. Если нет, то мы идем на то, что даже изымаем эти земельные участки.

Наш 10-й коллектор упирается в дачное сообщество. В свое время дачи застроились прям на коллекторе, и чтобы некоторые колодцы прочистить, нам надо спрашивать разрешение у дачников. Кто-то разрешает, а некоторые – нет. Кто-то посадил там картошку, помидоры и нас не пускали туда. Сейчас мы в течение зимы будем вести работу по изъятию, что-то взамен будем предлагать за эти же участки. В любом случае, нам этот коридор нужно освободить. Это жизнеобеспечивающий объект, который мы должны держать на постоянном контроле.

- В СМИ и в социальных сетях жители и гости города отмечают, что Караганда - серый город, и тут нет единого ансамбля.

- Караганда имеет свой исторический и архитектурный облик. Мы можем по улице с вами идти и знать название улицы, потому что мы смотрим на архитектуру. Другой вопрос, что она чуть обветшала, может быть есть определенная серость в красках. Например, пройдя по улице Абая или Назарбаева, мы сразу отмечаем архитектурный стиль.

- Это старый город. Там единый архитектурный стиль, а новые микрорайоны на Юго-Востоке?

- Современная урбанистика говорит о том, что дома и микрорайоны должны между собой отличаться. Вспомним филь «Ирония судьбы или с легким паром». Почему там человек попал в такую ситуацию? Потому что дома были одинаковые и архитектура одинаковая. У нас тоже можно не различить - стоишь ты на Гульдере или на Степном. Это тоже не очень хорошо. В Астане, например, каждый ЖК неповторим по-своему. Один ЖК - в одном цветовом решении, второй - в другом. Я считаю, что это, наверное, уже все-таки современный стиль. Здесь архитекторы в любом случае на каждый ЖК дают согласование по архитектурному стилю. Каждый застройщик хочет выделиться и сделать что-то неповторимое, что-то красивое. В этом ничего плохого не вижу.

Есть застройщики, которые строят целыми микрорайонами. Вот, например, у нас микрорайон строится между Майкудуком и городом. Это наша новая площадка для застройки. Там целый микрорайон в одном ансамбле идет, но это микрорайон, где один застройщик. Если два разных застройщика мы будем подводить под один, это тоже не очень правильно. В этом плане мы с урбанистами контактируем и сотрудничаем. Они говорят, что в этом ничего плохого нет. Мы все фасады, которые у нас есть, сохранили, всю эту архитектуру старого города. Мы, идя по улице Назарбаева, смотрим на дома, и там каждый дом - произведение искусства. Каждый элемент в свое время из гипса, из алебастра, либо из цемента был сделан, приклеен. 

Я не согласен, что Караганда не имеет своего архитектурного облика. По серости, может быть, соглашусь. По цветовому решению соглашусь, но по современной застройке - нет.

- Незаконно построенные многоэтажки. Их нельзя было не сносить, а раздать очередникам?

- Нельзя. Нарушение закона идет. Во-вторых, это частная застройка. Этот дом частник строил за свои деньги, может быть даже на деньги дольщиков. 

В-третьих, проект должен быть тот, который прошел экспертизу, потом надо уведомить ГАСК, получить талон ГАСК, уведомления на разрешение, то есть очень большой круг надо пройти. Нормальные застройщики это проходят, они знают, что это положено, но появились на этом рынке застройщики, которые решили, что потом это сделают, а пока параллельно строятся, не теряя строительный сезон.

В-четвертых, они строят фундамент за свои деньги, а потом начинают привлекать деньги дольщиков. Если он завтра не достроит, то у нас появятся обманутые дольщики. В этом году по поручению Главы государства и по поручению правительства правоохранительные органы ведут мониторинг по каждому ЖК. Вот один из ЖК, который мы снесли - ЖК «Барыс». Он был построен без разрешительных документов и на государственной земле. Суд выдал решение о сносе. 

- Урок получили?

- По реакции в их кругах, они получили урок. Может быть, они думали, что все равно из-за каких-то моментов им дадут достроить объект, дадут землю и разрешительные документы, но позже увидели, что вплоть до фундамента снесли объект, завезли грунт, полностью рекультивировали землю. Только после этого уголовное дело было закрыто.

- В этом году в Караганде отремонтировали много дорог. Народ беспокоится за качество. Ведь ремонтные работы были слишком быстро проведены. Не повлияет ли это на качество?

- То, что дороги строятся быстро, это, наверное, хорошо. Когда быстро делаешь дорогу, открываешь ее, то нет пробок, нет проблем. Многим жителям показалось, что мы Бухар Жырау делали очень быстро. Теоретически, эта дорога должна была ремонтироваться месяц, а мы ее закончили через неделю. Мы в этом году меняли верхний слой. 7 см снимали, новый свежий слой прокладывали. Ранее в городе лет 10 назад эту дорогу делали, качественно установили гранитные бордюры, сделали технические тротуары, установили улично-дорожную сеть, светофоры, ливневки, пешеходный переход. Все это было сделано, но за 10-15 лет испортился верхний слой, началось шелушение. 

Где мы строили новые дороги, там мы, конечно, попали под критику, что мы очень долго строили. Там уже настоящая стройка была. Это глубина 2 метра, установка колец, установка ливневок. Много моментов было, там нельзя было по-другому.

Вот улицу Космонавтов мы таким образом делали. Про улицу Пичугина-Новоселов люди говорили: «Почему вы ее не делаете летом?». Это только кажется, что мы ее не делаем. На самом деле мы начали и все лето ее делали под землей. Мы проводили санацию канализационных коллекторов, мы делали ливневки. На следующий год мы уже капитально зайдем с верхним слоем, и все его увидят.

- Вы закончили Майкудук. Когда начнете делать дороги Пришахтинска?

- На ремонт дорог в Майкудуке четыре года практически ушло. Это очень большая дорога, почти 13 км 176 тысяч человек живет в Майкудуке. Что касается Пришахтинска, то там основные дороги все в хорошем состоянии. Это, например, улицы Методическая, улица Зелинского, улица Луначарского. Они все в хорошем состоянии.

Дорог нет в частном секторе: это Старая Тихоновка, Новая Тихоновка, район Рембазы, Шахтерский поселок. У нас в частном секторе 600 улиц, которые не имеют асфальта. Каждый год мы делаем дороги там. В этом году мы сделали 45 км дорог только в частном секторе. Невозможно 600 улиц сделать за один раз. Мы выделяем уже третий год определенные средства для того, чтобы делать там дороги. Например, есть у нас частный сектор в Старом городе. Мы его взяли полностью и покрыли 6 км дорог. Также сделали дороги в Михайловке и в поселке Берлин.

Теперь мы будем рассчитывать бюджет на следующий год. Ремонт будет проводиться там, где не нужно делать коммуникации. Большую задачу поставили перед нами по обеспечению коммунальной безопасности. Нам нужно сейчас и сети ремонтировать, чтобы мы завтра не остались без тепла, без света, без воды или без канализации, и одновременно дороги нужно ремонтировать. 

В этом году я практически не выделял денег на новые площадки. Жителям я объяснил почему. Я должен в части теплоснабжения обеспечить безопасность: или мы будем делать теплотрубы, или строим площадки. 80% людей меня поняли.

- Вы можете пообещать карагандинцам, что отопительный сезон пройдет в штатном режиме?

- Мы все сделали для того, чтобы эту зиму мы пережили нормально. Мы поменяли большое количество аварийных участков, большое количество задвижек, стартовых компенсаторов, насосы двигателей. Все, что способствует прохождению этого сезона, мы все, что видели и знаем, все это сделали. Есть моменты, когда могут быть такие «блэкауты», как осенью были. Та реакция, которая есть у наших коммунальных служб, очень неплохая. Мы снабдили наши предприятия техникой, у нас есть ремонтные бригады, ребята - профессионалы.

У нас был случай, когда КамАЗ сбил тепломагистраль. Тогда мы с такой серьезной аварией справились за полтора часа. Если бы в социальных сетях не появились видео и фото, никто из жителей по батареям не смогли бы даже почувствовать эту аварию. Вот такие моменты я могу гарантировать, что мы все силы приложим, чтобы максимально быстро все эти вопросы решать.

- Какое в городе качество питьевой воды?

- На очистных сооружениях вода кристально чистая, потому что там стоит оборудование, через которое мы пропускаем воду. Когда ее пьешь, она может немножечко жесткая, и не имеет тех прелестей, как «Тассай» или «Боржоми», но она пригодная к питью. В ней нет ничего вредного, ничего страшного. Она портится, когда к нам домой приходит через 20 км магистральных труб, потом 5 км внутриквартальных сетей, потом в подвале могут быть старые трубы. Вот тогда она получает весь негатив, который в этих трубах есть: отложение солей, бактерий. Для этого мы меняем на пластиковые трубы. На пластике нет таких отложений, он более долговечный, он менее подвержен коррозии. Есть проблемы с канализацией. С водоотведением в городе у нас есть проблемы.

В этом году была авария на самом главном коллекторе. Мы почти 2,5 месяца решали эту проблему. Нам предстоит еще в ближайшие 2-3 года решить проблему со всеми коллекторами. У нас их в городе 7. По двум из них мы уже решаем. Сейчас мы заложили деньги в бюджете на проектирование капитального ремонта этих канализационных коллекторов. Сетей уже диаметром 2 метра не хватает. Они все были 50-70 лет назад построены. У нас 10-й коллектор есть. Он будет служить еще долго, мы его еще подремонтировали. Если город у нас когда-то дойдет до миллионника, он уже не справится. Город расширяется и коллекторы диаметром 2 метра просто физически не смогут принять отходы, и мы поплывем.

- Что делаете, чтобы не поплыть?

- Первое – мы ремонтируем существующий коллектор, поддерживаем его в текущем состоянии. Мы должны все равно параллельно строить еще один. Будем строить вокруг города. Есть новые методики, когда коммуникации строятся на глубине 30 метров. Никому ничего не мешает на такой глубине, потом в одном месте это все собирается и большими насосами поднимается наверх. Это очень хорошая технология, но очень дорогая. 

- От жителей города больше благодарностей или больше жалоб?

- Наверное, 60% сейчас уже положительных отзывов. Когда создавали эти чаты, очень много было негатива. Я раньше не вел соцсети. Социальные сети мне не нужны были, чтобы себя как-то показать. Потом я активно стал показывать нашу работу в соцсетях и до населения сейчас доходит, что мы делаем. Когда ты все прямо и понятно объясняешь людям, а не чиновничьим языком, они понимают и негатива меньше.

 

Сейчас читают