Космодром Байконур - сегодня и завтра

None
None
БАЙКОНУР. КАЗИНФОРМ - Городская газета «Байконур»- единственное печатное издание на территории космического комплекса «Байконур». Новая рубрика «Космодром», в которой местные журналисты более широко рассказывают о работе космического комплекса, его перспективах, людях космодрома, космонавтах, стала популярной среди горожан. В ней байконурцы узнают много нового о самом космодроме.

Например, что Байконур стал базой для трех космодромов, - из материала Олега Урусова.  

 Байконур - база для трёх космодромов

Создание космодрома Байконур не было одномоментным актом, развитие и совершенствование его инфраструктуры шло всё время и продолжается сейчас. Точно также в течение десятилетий в Байконуре шло формирование кадрового потенциала. Оба этих процесса очень сложные и взаимозависимые, и когда началось строительство комплекса для пусков ракет «Союз» на космодроме Куру во Французской Гвиане, помимо технических вопросов перед руководством Роскосмоса встал и вопрос об обеспечении работ по подготовке и пуску ракет соответствующими расчётами.

Рассматривались разные варианты, но, в конце концов, выбор был сделан в пользу временного командирования в Гвианский космический центр специалистов и расчётов от предприятий российской космической отрасли - это позволяло перенести на новый космодром опыт организации работ и взаимодействия между различными предприятиями, накопленный за десятилетия.

Естественно, наибольшая нагрузка при работах на французском космодроме выпала на самарский «Прогресс», сотрудники которого занимались испытаниями и сборкой ракеты и подготовкой к её пуску на стартовом комплексе. Но и для Космического центра «Южный» работы нашлось немало: участие в комиссиях по приёмке в эксплуатацию наземного оборудования, контроль всех этапов испытаний ракеты-носителя, разгонного блока, их сборки и подготовки к пуску, обслуживание объектов наземной космической инфраструктуры. Для выполнения этих операций на космодром Куру командировались десятки специалистов головного ЦЭНКИ и его филиалов, в том числе и крупнейшего - Космического центра «Южный». Всё время эксплуатации стартового комплекса «Союз» в Гвианском космическом центре шло непрерывное совершенствование системы формирования расчёта запуска для космодрома, его подготовки, организации жизнедеятельности. Многим расчётам космодрома Байконур пришлось «делиться», чтобы остающаяся в Байконуре часть коллектива могла полноценно выполнять работы по испытаниям космической техники и подготовке к пускам, а убывающим в командировку - выполнять ту же работу на космодроме в Южной Америке. Не всегда это было просто делать - если пусковые кампании в Байконуре и Куру совпадали по срокам, то напряжённо приходилось работать обоим стартовым расчётам.

Фактически с начала функционирования на космодроме Куру стартового комплекса для пусков ракет «Союз» Байконур стал базой для этого космодрома.

По мере строительства нового российского космодрома на Дальнем Востоке встал вопрос об эксплуатации его объектов и формировании расчёта запуска. Байконурцы к этому времени уже плотно освоили Восточный, работая в рекогносцировочных комиссиях и контролируя ход строительства. Опыт эксплуатации Гвианского космического центра решено было распространить на дальневосточный российский космодром, и для ввода в эксплуатацию и отладки оборудования на Восточный стали направлять специалистов Космического центра «Южный». Так Байконур стал базой и для нового российского космодрома. С минувшей осени, когда работы на дальневосточном космодроме приблизились к финальной фазе, количество сотрудников ЦЭНКИ на Восточном резко выросло, и на ротационной основе там побывали уже сотни специалистов космодрома. Десятки сотрудников Байконура выбрали восточный космодром в качестве места своего постоянного жительства и, переехав к новому месту работы, составили костяк специалистов Восточного.

Прошедший во второй половине марта «сухой вывоз» на стартовый комплекс ракеты «Союз-2.1а» стал смотром готовности Восточного к предстоящему пуску, и в этот период на Дальний Восток было командировано большое число специалистов из Байконура.

Сейчас десятки сотрудников Космического центра «Южный» вновь получают командировочные предписания: в конце апреля Восточный должен родиться как космодром - на 27 апреля с него намечен первый пуск, и нашим специалистам предстоит напряжённо поработать, чтобы подготовить пуск. Будем надеяться, что это событие произойдёт в запланированные сроки.

Параллельно байконурцы пакуют чемоданы и в Куру, откуда 23 апреля должна стартовать ракета «Союз-СТ-А» со спутником «Сентинел 1Б». Вновь две пусковые кампании совпали.

Как в дальнейшем будут решаться кадровые проблемы Восточного? Видимо, второй пуск, намеченный на конец 2017 года, также будет выполняться в значительной мере за счёт специалистов, командированных из ЦЭНКИ и других предприятий Роскосмоса. А вот в 2018-м году Восточному формирование собственного расчёта запуска нужно будет завершить - на этот год запланированы три пуска ракет «Союз», и командирование большого числа специалистов с такой частотой вряд ли оправданно, тем более что в следующем, 2019 году Восточный должен будет выйти на штатный график пусков, выполняя пять-шесть пусков ежегодно.

При формировании космодрома Байконур Сергей Павлович Королёв настоял, чтобы военные отправили в казахстанские степи опытных испытателей с полигона Капустин Яр, и десятки этих ракетчиков внесли большой вклад в успешное начало работы первого космодрома мира. Позже Байконур стал базой для формирования многих испытательных частей Плесецка. Теперь южный космодром передаёт дальневосточному эстафетную палочку космических достижений.

Тема строительства первого гражданского космодрома «Восточный» актуальна и  для байконурских журналистов. Об этом еще в одном материале журналиста Олега Урусова, который был командирован на «Восточный» в числе специалистов космического центра «Южный» и стал свидетелем исторического запуска с нового российского космодрома.

  «300 спартанцев» Байконура

Испытатели космодрома поработали на Куру и Восточном. Не важных пусков не бывает. Это правило в равной мере распространяется не только на Байконур, но и на все остальные космодромы мира. Эту мысль доносят до своих подчинённых начальники, инструктируя испытателей перед отправкой их в командировки, которые в последнее время стали стабильными для многих специалистов космодрома. 

Апрель выдался «командировочноёмким»: в Гвианском космическом центре (космодром Куру во Французской Гвиане) и на космодроме Восточный в Амурской области в финальную стадию вступили пусковые кампании, и для участия в испытаниях ракет, подготовке наземной космической инфраструктуры и непосредственной работы в составе совместных расчётов запуска на эти космодромы были направлены многие специалисты Космического центра «Южный» и байконурского филиала самарского ракетно-космического центра «Прогресс».

Первым должен был отработать космодром Куру: пуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат-М» и европейским спутником дистанционного зондирования Земли «Сентинель-1Б» (Sentinel-1B) был намечен на 22 апреля. Подготовка к пуску шла по графику; после завершения работ по сборке ракеты её вывезли на стартовый комплекс, где к ракете-носителю пристыковали головную часть. Расчёты «Прогресса» и Космического центра «Южный» начали готовиться к заправке. Однако вмешалась погода, и Европейское космическое агентство отложило пуск на сутки.

На следующий день, 23 апреля, пуск не состоялся по техническим причинам, и его опять пришлось сдвигать на сутки. Но и 24 апреля «Союз» не улетел из-за возникших технических трудностей... И лишь 25 апреля в 18 часов 2 минуты по времени космодрома Куру (в Москве было 0:02 26 апреля) ракета стартовала. Три её ступени отработали по циклограмме, затем включился «Фрегат», который доставил Sentinel на целевую орбиту.

Работавшие на Куру россияне приступили к консервации оборудования, стали паковать чемоданы и готовиться к возвращению на Родину.
А все взоры космической общественности, и так постоянно державшие в фокусе космодром Восточный, были сосредоточены на российском Дальнем Востоке.

Здесь с середины апреля шла сборка космической головной части: спутник «Ломоносов» и два его попутчика «Аист» и «СамСат» были пристыкованы к разгонному блоку «Волга» (в последние пару лет на «Прогрессе» принято вместо термина «разгонный блок» употреблять эквивалентное словосочетание «блок довыведения»). После того как головной обтекатель укрыл разгонный блок и спутники, головную часть перевезли в зал ракеты-носителя, где её пристыковали к «Союзу».

Предстоящее рождение нового российского космодрома вызывало громадный интерес у средств массовой информации и в социальных сетях, и на Дальний Восток съехались десятки журналистов для освещения событий.

Утро 25 апреля началось на космодроме Восточный с транспортирования ракеты космического назначения из монтажно-испытательного корпуса на стартовый комплекс. После доставки ракеты на пусковую установку начались работы по графику первого стартового дня: расчёты предприятий Роскосмоса выполнили установку ракеты-носителя в вертикальное положение и подвод мобильной башни обслуживания. К носителю были пристыкованы коммуникации от наземной проверочной аппаратуры для её предстартового тестирования. 26 апреля работы продолжались. Проверки были успешно завершены.

Небольшое отступление: во второй половине марта на Восточном был проведён так называемый «сухой вывоз», в ходе которого ракету «Союз» вывезли на стартовый комплекс и в течение нескольких дней проводили тестирование оборудования. Исключением стала только заправка ракеты-носителя компонентами топлива. Так что работы, которые проводились на стартовом комплексе 25 и 26 апреля, в марте уже выполнялись, а вот дальнейшая подготовка к пуску, начавшаяся в ночь с 26 на 27 апреля, на Восточном проводилась впервые, и именно здесь специалисты ожидали подвохов. Тем не менее, и системы ракеты-носителя, и стартовое оборудование пусковую циклограмму проходили успешно. По технологии, отработанной в Байконуре сотни раз, специалисты самарского «Прогресса» и Космического центра «Южный» провели заправку ракеты-носителя компонентами топлива. Ракета «парила» кислородом, циклограмма отсчитывала время, оставшееся до пуска, расчёты, выполнив свои задачи, уходили в эвакуацию. Время пуска приближалось, напряжение росло, но за полторы минуты до «контакта подъёма ракеты» автоматика прекратила предстартовый отсчёт. Пуск перенесли на сутки.

Перенос на сутки - стандартная процедура в космической сфере, но для Восточного ситуацию обостряло ощущение премьеры и наличие большого числа руководителей самого высокого ранга.

Неисправность была обнаружена быстро, устранение неполадок также не заняло много времени, и в ночь с 27 на 28 апреля вновь была запущена предстартовая циклограмма. Естественно, момент был волнительным, но в этот раз у автоматики «претензий» не было, и в 5 часов 1 минуту самарское творение с грохотом оторвалось от стартового комплекса, возвестив о рождении нового российского космодрома на Дальнем Востоке.

Через десять минут пошли доклады об отделении разгонного блока со спутниками от последней ступени ракеты-носителя и о включении «Волги», которая довыводила спутник на целевую орбиту. Когда же поступила информация об отделении космических аппаратов и их включении, все смогли вздохнуть с облегчением.

Примерно через три часа после пуска, когда спутники оказались на целевой орбите, в работу по сопровождению космических аппаратов, приёму от них телеметрической информации и уточнению параметров полёта включились расчёты измерительного комплекса космодрома Байконур - спутники в это время находились в зоне видимости наших измерительных средств. Сотрудники измерительных пунктов справились с задачами по «виткам», и полученная информация была передана в пункт управления.

Ракета «Союз», известная всему миру по множеству космических рекордов, побила ещё один, на этот раз земной рекорд, став ракетой-носителем, которую запускают с четырёх космодромов.

А в пятницу, 29 апреля, Байконур встречал чартер, который руководство Роскосмоса наняло специально, чтобы вернуть на южный космодром часть специалистов, командированных с него на Восточный. Возвращению на родину радовались все, а особенно те, кто покинул Байконур ещё в середине января и всё это время работал на Восточном, занимаясь подготовкой пуска.

Байконур встречал своих испытателей так, как принято встречать космонавтов - в аэропорт Крайний прибыли руководители космодрома, а группа школьников скандировала «Молодцы!» и размахивала флажками.

Восточный работает, но первый пуск проводился на объектах пускового минимума, большинство которых ещё не приняты в эксплуатацию.

Строителям и изготовителям наземного оборудования предстоит немало сделать, чтобы «довести до ума» свои объекты. А специалистам космодрома нужно готовиться к очередным командировкам на Дальний Восток для работы в составе комиссий по контролю строительства и приёмке в эксплуатацию построенных объектов.

Ждёт байконурцев и Куру: очередной пуск с космодрома в Южной Америке намечен на 24 мая - ракете-носителю «Союз-СТ-Б» и разгонному блоку «Фрегат-М» доверена работа по очередному пополнению спутниками европейской навигационной системы «Галилео».

Одним из перспективных направлений развития российской космонавтики является марсианская космическая программа. Материалы этой темы заняли достойное место в газетной рубрике «Космодром» Есть ли жизнь на Марсе?  На этот вопрос в интервью корреспонденту газеты «Байконур» Анне Самойленко ответил  Дон МакКой, менеджер совместного проекта Роскосмоса и ЕКА «ЭкзоМарс»

Есть ли жизнь на Марсе?

Ставшая крылатой благодаря советскому кинематографу фраза теперь обретает новый смысл. На Марсе действительно будут искать жизнь, правда, в простейших её проявлениях. Об этом рассказал Дон МакКой, менеджер совместного проекта Роскосмоса и ЕКА «ЭкзоМарс», который в настоящее время находится на космодроме.

   - Какова цель проекта?

Проект был создан по совместному желанию Роскосмоса и ЕКА. Он начинает большую исследовательскую программу, которая называется «Европа» (Europa). Его цель - объединение знаний в области Марса, развитие технологий исследования.

    - Каковы ваши ожидания от проекта?

Это первый проект по программе «Европа». Мы хотим узнать, насколько успешно можно высадиться на планету, двигаться по ней, какие машины и двигатели лучше для этого использовать, брать различные образцы с поверхности Марса и исследовать их, например, на наличие живых организмов. Надеемся, что проект даст новый толчок для науки в изучении Марса, его атмосферы и поверхности.

    - Из каких модулей состоит космический аппарат?

Этот космический аппарат, который в марте 2016 года вынесет в космос ракета-носитель «Протон», состоит из двух основных модулей: орбитальный блок ТГО (TG Orbital) и спускаемый аппарат «Скиапарелли». На пути к Марсу, а это шесть месяцев, они будут следовать вместе, как единый спутник, а затем разделятся - «Скиапарелли» сядет на поверхность Марса, а ТГО будет вращаться по его орбите.

    - Расскажите об этапах программы «ЭкзоМарс».

За короткий период времени мы планируем осуществить две исследовательские программы Марса. Первая состоится в марте нынешнего года, а вторая - в 2018 году. Миссия 2018 года будет включать целую исследовательскую лабораторию, которая спустится на поверхность Марса и будет изучать Марс не только на наличие жизни на этой планете, но и делать различные анализы поверхности.

    - Почему проект по изучению Красной планеты был назван «ЭкзоМарс»?

Это длинная история. Проект начинался ещё в 2001-2002 годах, и изначально его целью было найти следы жизни на Марсе. На Земле, вы знаете, жизнь изобилует во всех её проявлениях, и, конечно, людей интересует, есть ли где-либо на других планетах что-то подобное. Ближайшая к Земле планета Марс потенциально может быть пристанищем для жизни, скажем, простейших организмов. Название проекта произошло от слов «экзобиология (поиск жизни вне Земли - прим. автора) на Марсе».

  - Какое участие в этом проекте принимает Россия?

Это большой совместный проект. Что качается миссии 2016 года, то здесь Россия, во-первых, предоставляет ракету-носитель. Кроме того, на борту космического аппарата будут стоять два научных исследовательских блока производства России - это нейтронный излучатель и инфракрасный спектрометр. Последний будет изучать состав газов в атмосфере Марса.

Вклад России в миссию 2018 года более масштабный. В частности, российские предприятия совместно с европейскими изготовляют самоходный аппарат, который опустится на поверхность Марса. Он будет построен на платформе российского производства.

И Россия, и Европа изготовят научное оборудование для космического аппарата. Таким образом, взаимодействие между нами в этом проекте очень тесное. Мы работаем вместе, и эта работа весьма плодотворна. То, что космический аппарат уже здесь, в Байконуре - пример нашего сотрудничества.

    - Космический аппарат находится в специально организованной для него чистовой зоне. Для чего это сделано?

Все космические аппараты и сама ракета-носитель готовятся к полету в чистой окружающей среде. Но для данного космического аппарата требуется чистота более высокого уровня. Я уже упоминал, что цель полёта к Марсу - найти на нём те или иные виды жизни. Следовательно, здесь, на Земле, спускаемый аппарат «Скиапарелли» должен минимально соприкасаться с каким-либо биологическим или химическим материалом. Мы заинтересованы в чистоте эксперимента и не хотим, чтобы на Марс попал какой-либо биологический материал с Земли.

   - Кто является создателем космического аппарата? Какие научные институты принимали участие в его создании?

Что касается миссии 2016 года, то оба модуля, и ТГО, и «Скиапарелли» создавались французской фирмой Thales Alenia Space под строгим контролем Европейского космического агентства. Также с целым рядом компаний (около пятидесяти) были заключены контракты на поставку оборудования для этих модулей. Также некоторые инструменты поставляли европейские научные институты. Я уже говорил, что Российская Академия наук поставила два инструмента для модуля ТГО. Также оборудование для ТГО поставляли институты из Бельгии и Швейцарии. Что касается модуля «Скиапарелли», оборудование для него изготовляли в Риме, в Италии.

 - Известно, что сейчас на орбите работает другой европейский аппарат по изучению Красной планеты - «Марс-Экспресс». Есть ли уже какие-то результаты его работы?

Космический аппарат «Марс-Экспресс» стартовал в 2003 году. Я имел честь принимать участие в этом проекте - это был мой первый визит в Байконур. Были получены интересные результаты, в частности, найдена вода на поверхности Марса. Также обнаружены некоторые минералы, выявлен магнитный эффект на поверхности планеты. Словом, поверхность Марса таит множество научных открытий. Они способствовали постановке новых вопросов, которые призван решить «ЭкзоМарс».

  Корреспондент газеты «Байконур» Олег Тверской продолжил тему.

Марсианское столпотворение 2020 года

Государственная корпорация «Роскосмос» и Европейское космическое агентство (ЕКА) приняли решение о переносе второго этапа совместной европейско-российской миссии «ЭкзоМарс» (ExoMars) с 2018 на 2020 год. До конца мая специально созданная группа экспертов, получившая наименование «Тайгер Тим» (Tiger Team) и включающая специалистов Роскосмоса, ЕКА, российских и европейских промышленных подрядчиков, представит новый базовый график работ.

Старая циклограмма предусматривала, что в начале 2017 года должно быть завершено изготовление всех комплектующих для марсианской миссии, в том числе и научных приборов; затем до конца 2017 года намечалось провести сборку перелётного блока, спускаемого аппарата и марсохода, а в конце первого квартала 2018 года доставить ExoMars в Байконур для подготовки к пуску. Однако ещё в прошлом году у наших европейских партнёров наметилось отставание от первоначального графика, и постепенно задержки в изготовлении оборудования и аппаратуры нарастали. Наверстать отставание практически невозможно, и реализация пуска первого «ЭкзоМарса», который из-за аналогичных задержек пришлось переносить с декабря 2015 на февраль 2016 года, подтверждает необходимость заранее принимать решения по изменениям сроков реализации миссии.

По новому графику у учёных и инженеров будет больше времени на тестирование и отработку своих решений. Это позволит компенсировать возникшие задержки и создаст необходимый резерв времени на случай новых проблем с изготовлением и испытаниями оборудования.

Новый график ставит «крайним» днём «земной» миссии «ЭкзоМарса» дату 5 августа 2020 года - в этот день открывается «окно» для пуска к Марсу и предполагается, что запуск «Протона» с межпланетной станцией ExoMars-2020 будет выполнен без задержек. Затем последует полугодовой перелёт к Марсу, и после этого в течение не менее двух лет изготовленный в России спускаемый аппарат и европейский ровер-марсоход будут исследовать Марс и передавать данные через орбитальный блок миссии ExoMars-2016, который сейчас совершает перелёт к Марсу.

Дальнейшая задержка миссии и перенос её на 2022 год -
а особенности пусков к Марсу заключаются в том, что пусковое «окно» открывается раз в два года - невозможен, так как ресурс орбитального блока ExoMars-2016 не рассчитан на столь длительную эксплуатацию. Думается, что возникший из-за переноса запуска запас по времени позволит реализовать российско-европейскую миссию в установленные сроки, и через четыре года мы станем свидетелями работы на Марсе российского спускаемого модуля и европейского ровера.

Самым же интересным является то, что в 2020 году помимо «ЭкзоМарса» к «красной планете» направятся американская и китайская межпланетные станции.

Для американцев, которые уже выполнили запуск на Марс трёх роверов, новый проект станет шагом вперёд в поиске следов марсианской жизни и изучении вопросов организации пилотируемого полёта; в частности, запланировано проведение экспериментов по производству кислорода из марсианского углекислого газа.

Китайская межпланетная станция точно так же, как «ЭкзоМарс» и американский проект, будет состоять из трёх блоков: орбитального, спускаемого и марсохода.

Помимо трёх мощных национальных проектов к исследованиям Марса планирует подключиться частная компания SpaceX, которая намерена уже в 2018 году запустить на Марс свой беспилотный корабль Dragon 2 с целью отработки процесса входа в марсианскую атмосферу и посадки на Марс. В 2020 году SpaceX планирует выполнить второй запуск на Марс.

Вторая половина шестидесятых годов прошлого века вошла в историю мировой космонавтики как знаменитая «лунная гонка», когда США и СССР бились за приоритет в пилотируемом полёте на Луну. Похоже, в 2020 году мы станем свидетелями первого этапа «марсианской гонки». Мировые космические державы намерены уже в 30-х годах выполнить пилотируемые полёты на Марс...

 

 

Сейчас читают