ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Во главе угла должны быть нужды и интересы народов

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

***

В многотомном сборнике «Н.А.Назарбаев. Избранные речи», издание которого начато в 2009 году, публикуются очень интересные выступления Главы государства. В них, еще до обретения Независимости, Президент озвучил основополагающие идеи, касающиеся суверенитета, демократии и рыночной экономики, которые легли в основу казахстанской модели развития.

***

На IV сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва, 27 июня 1991 года Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным докладом об основных направлениях внутренней и внешней политики республики

«Главное - в республике реально существует и действует новый, негосударственный сектор экономики, заявивший о себе как в финансовой сфере, так и во многих отраслях промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства. Это - акционерные общества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия, крестьянские хозяйства, фермерство, совместные с зарубежными партнерами предприятия, различные ассоциации и объединения. Они уже концентрируют в себе трудовые и интеллектуальные усилия сотен тысяч людей, готовых профессионально и психологически к рыночным отношениям. К этому следует добавить, что заметно изменилась структура государственного и хозяйственного управления, хотя и с трудом, но нам удалось снять многие административные преграды на пути к рынку, обеспечить простор деловой инициативе трудящихся», - сказал Президент.

Глава государства отметил, что руководство республики намерено настойчиво добиваться полного контроля над природными ресурсами.

«Мы не хотим выпрашивать свое кровное, принадлежащее народу Казахстана, мы вправе сами решать, какие полномочия передать новому центру. Похоже, в Москве начинают сознавать справедливость наших требований. Добрый тому пример - подписание с союзными министерствами договора в Темиртау о передаче под юрисдикцию Казахстана предприятий угольной и металлургической промышленности. Думаю, это только первый шаг. Пока мы взяли на себя лицензирование угля, 30% валюты от продажи которого будут поступать в бюджет республики и 10% - в бюджет местных Советов», - сообщил Президент.

Далее, Назарбаев отметил, что не прекращается борьба вокруг казахстанского соглашения с американской фирмой «Шеврон» о совместной разработке Тенгизского нефтяного месторождения. Хотя союзное Правительство провело экспертизу проекта договора и одобрило его, против такой самостоятельности Казахстана выступили чиновники бывшего Госплана СССР.

«Госплановцы, естественно, обиделись, решили доказать, что они еще в силе и очень радеют за интересы страны. Вот и появились публикации, из которых следовало, что мы, дескать, ради сиюминутной выгоды разбазариваем природные богатства, потворствуем хищническим устремлениям иностранного капитала. Но ведь никакого подписанного контракта еще нет.

Однако суть вопроса была отброшена в сторону, когда некоторым редакциям надо было использовать любой факт, чтобы дискредитировать кандидата в Президенты России, бывшего главу правительства СССР Н.И.Рыжкова. Скажу лишь одно. Большего хищничества в использовании природных ресурсов и попрания элементарных экологических норм, чем в нашей стране, вряд ли где еще можно сегодня встретить, не говоря уж о наплевательском отношении к жизни и быту людей. Кому-кому, а нам, казахстанцам, это хорошо известно. Если что и привлекает нас в практике «Шеврона», так это современная, пожалуй, лучшая в мире технология добычи нефти, высочайшая культура производства, поразительная забота о чистоте окружающей среды. Фирма работает в 67 странах мира и имеет репутацию абсолютно надежного партнера. Вот уж поистине: в чужом глазу соломинку мы видим, в своем - не замечаем и бревна!

Сегодня все без исключения страны активно конкурируют за привлечение в свою экономику иностранного капитала. И никто не считает при этом, что он торгует своим Отечеством. Наоборот, чем больше зарубежных инвестиций будет привлечено, тем быстрее начнут давать отдачу природные и иные ресурсы, развиваться новые технологии, повысятся занятость населения, насыщенность товарами, а в конечном итоге - уровень жизни народа. Это - азы экономической науки и практики», - вот, о чем говорил Назарбаев в далеком июне 1991 года.

После того, как в августе 1991 года группа высокопоставленных партийных и государственных деятелей СССР попыталась вернуть в страну прежний порядок, создав так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению, и требуя от руководства союзных республик полного подчинения, 20 августа 1991 года Нурсултан Назарбаев написал заявление в Политбюро ЦК КПСС:

«В течение 19-20 августа в адрес ЦК Компартии Казахстана из ЦК КПСС поступил ряд документов, неопровержимо свидетельствующих о поддержке Секретариатом ЦК КПСС действий и постановлений так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению. Так, была получена секретная записка, в которой, в частности, говорилось: «...В связи с введением чрезвычайного положения примите меры по участию коммунистов в содействии Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР». Этим Секретариат ЦК КПСС полностью дискредитировал себя и противопоставил рядовым коммунистам, продемонстрировал оторванность от истинных нужд и интересов народа, приверженность тоталитарному мышлению.

Кроме того, на мое имя, как члена Политбюро ЦК КПСС, поступил проект заявления ЦК КПСС, в котором, по сути, выражалась поддержка ГКЧП, и оправдывались его позорные действия. На предложение подписать этот документ я ответил категорическим отказом.

Была предпринята попытка созвать 20 августа внеочередной Пленум ЦК КПСС, в проведении которого просматривалась явная заинтересованность членов антиконституционного комитета, что опять-таки свидетельствует о стремлении Секретариата ЦК КПСС оказать поддержку ГКЧП. Я решительно высказался против этого Пленума.

В связи с вышеизложенным, считаю невозможным дальнейшее пребывание в составе нынешнего Политбюро и Центрального Комитета КПСС и заявляю о своем выходе из этих органов.

Как руководитель казахстанской партийной организации намерен поставить перед коммунистами республики вопрос о выходе Компартии Казахстана из состава КПСС и создании самостоятельной партии».

После того, как стало ясно, что СССР, практически, уже не существует, и большинство союзных республик объявило о своей государственной независимости, 1 октября 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча глав суверенных государств.

Открывая встречу, Н.Назарбаев подчеркнул, что главы суверенных государств собрались с единственной и очень важной целью -  обеспечить крепкое взаимовыгодное сотрудничество между нашими республиками в новых условиях, не дав разрушить созданные за прежние годы экономические связи и сохранив единое экономическое пространство.

«Это крайне необходимо сегодня для наших народов. Процесс тотального размежевания, на мой взгляд, можно остановить, если во главу угла поставить не политические пристрастия, а нужды и интересы народов, разумно использовать наработанные годами и десятилетиями многообразные экономические связи. Не сделав этого сейчас, мы рискуем окончательно их разрушить, оказаться перед лицом практически необратимых процессов, полного и окончательного развала экономики всех республик.

Мы должны объединиться на качественно новых принципах с учетом желания республик, которые сами определят форму своего участия в экономическом союзе. Кто-то войдет в него, допустим, как член федерации, кто-то на конфедеративных началах, вполне возможно ассоциативное участие. Такой плюрализм - главный залог настоящего содружества, свободного от какого-либо политического давления и идеологического фетишизма.

Тяжелая ситуация, сложившаяся в стране требует от нас согласованных действий, которые, в первую очередь, должны быть направлены на решение насущных задач продовольственного снабжения населения, производства товаров народного потребления, устойчивой работы предприятий.

Надеюсь, наша встреча поможет выработать общую экономическую политику, способную устранить дальнейшее падение экономики и снижение жизненного уровня населения.

Касаясь повестки дня сегодняшней встречи, я бы предложил, уважаемые коллеги, рассмотреть последний вариант проекта Договора об экономическом сообществе, взвесить все его плюсы и минусы и при необходимости внести соответствующие коррективы.

В любом случае, уверен, что у нас состоится плодотворный и конструктивный разговор. Сам факт, что мы собрались за этим столом в Доме дружбы столицы Казахстана убедительно подтверждает, сколь глубоки и прочны узы, связывающие наши народы. Можно вспомнить много славных и трагических страниц нашей совместной истории. Это была наша общая судьба, наше общее прошлое. Сегодня от нас зависит, каким будет наше будущее.

Законное стремление к свободе, национальному самоопределению, утверждению собственного суверенитета ни в коем случае не может и не должно противоречить естественному человеческому желанию жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопомощи и добрососедства, духовного родства. Убежден, что все вы разделяете эту позицию.

Встреча на казахстанской земле первых руководителей республик накануне космического старта, который должен состояться завтра с космодрома «Байконур», имеет, на мой взгляд, глубокий символический смысл. Сегодня у нас есть шанс заложить прочный фундамент экономического сообщества, основанного на подлинно равноправных и взаимовыгодных отношениях, дать старт успешному совместному будущему на пути к цивилизованному демократическому обществу. Этот шанс упустить нам нельзя», - сказал Президент.

Мы знаем, что все последующие годы Н.Назарбаев работал над тем, чтобы сохранять и развивать все сложившиеся связи между республиками бывшего СССР, и сегодня уже реализуются идеи Главы государства об евразийской интеграции.

Как мы помним, 4 октября 1990 года в Казахстане была принята Декларация о государственном суверенитете. День принятия Декларации был объявлен Днем Республики и на торжественном собрании по случаю его первого празднования Президент выступил с очень воодушевленной речью:

«Мы сегодня собрались для того, чтобы отметить особо значимый для нас праздник. Исполнился год со времени принятия по воле народа документа, который открывает новую страницу в истории Казахстана. Декларация о государственном суверенитете республики положила начало процессу обретения ею реальной независимости и самостоятельности.

Говорю «реальной» потому, что в рамках и ныне существующей Конституции наша республика, как и другие республики Союза, в течение десятков лет статус суверенитета имела только на словах. За красивыми конституционными положениями скрывался образ унитарного государства, которое, опираясь на тоталитарную централизацию, установило контроль за всеми сферами жизнедеятельности общества. Монопольное господство центра распространялось не только на основные из них - экономику, внешнюю политику и распределение финансов, но и на использование в республиках природных ресурсов, даже на организацию и ведение дела местными властями. При таком влиянии на определение главных направлений их деятельности, о каком суверенитете могла идти речь?

Идеи перестройки, направленной на ускоренное развитие демократических процессов, повышение национального самосознания народов, позволили нам определить стратегию и тактику движения к истинному суверенитету. Когда мы начали эту работу, у нас не было местнических устремлений, намерения заменить диктат центра местным диктатом, что хотели приписать нам приверженцы командно-административной системы. Единственной целью борьбы за суверенитет было обеспечение полнокровного развития политической, социальной и духовной жизни народов Казахстана, Создание достойных условий жизни гражданам республики. И сейчас нет у нас другой цели.

Этот курс не мог не найти поддержку со стороны масс трудящихся. Вы помните, наверное, как люди разных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев с глубочайшей заинтересованностью, страстностью обсуждали проект Декларации. Всенародная поддержка идеи суверенитета республики, участие всего народа в подготовке окончательного текста этого исторического документа и позволили принять его. В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР наглядно проявились стремления народа республики к обретению права на свою родную землю, на свой родной язык, на свой культуру и традиции, на решение своей судьбы, нашли отражение его сила и воля. И по-другому не могло быть, ибо каждый народ имеет право на создание своей самостоятельной государственности.

Трудно переоценить значение Декларации о государственном суверенитете, представляющей собой целостную концепцию демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразований в республике. А ведь мы помним, какое сопротивление со стороны центра вызвал проект нашей Декларации, как, впрочем, и Закон о языках. Каких только обвинений, упреков и самых мрачных предсказаний мы тогда не услышали! Руководство бывшего Верховного Совета СССР всячески тормозило принятие этих документов, сознательно нагнетало обстановку, пытаясь оказать нажим на республику, дестабилизировать межнациональные отношения. Но время и сама жизнь доказали нашу правоту».

Президент подчеркнул, что многонациональный народ Казахстана оказался мудрее новоявленных пророков, заботившихся отнюдь не о его насущных нуждах, а о сохранении собственной тоталитарной власти. Люди поняли, что и Закон о языках, и Декларация о государственном суверенитете защищают интересы всех без исключения казахстанцев, открывают путь к подлинному равноправию, свободе и самостоятельности.

«Вместе с тем, и это подчеркивалось с самого начала, осуществление провозглашенных Декларацией принципов требует многолетней упорной работы. Сегодня, когда мы отмечаем первую годовщину Дня Республики - дня нашего суверенитета, правомерно задать вопрос: что же сделано для наполнения его конкретным, реальным содержанием?

Если говорить о главном, республика окончательно порвала с командно-административной системой, отказалась от беспрекословного подчинения воле центра. Даже находясь под прессом совершенно непредсказуемого, стихийного развития процессов, как в социально-экономической, так и общественно-политической жизни страны, несмотря на конфликты политиков, непоследовательность в проведении реформ, Казахстан настойчиво проводил собственную линию, отвечающую интересам его народа. Один из главных ее аспектов - твердо выдерживаемый курс на рыночную экономику.

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Казахстан выступает сегодня самостоятельным субъектом международных отношений. За прошедший период мы широко распахнули окно в цивилизованный мир, который только сейчас начинает узнавать нашу республику, ее место на политической и экономической карте, неограниченные возможности в деловом сотрудничестве. Расширяются межправительственные и деловые контакты Казахстана с США, Францией, Австрией, Великобританией, Германией, Японией, Сингапуром, Италией. Особенно тесные отношения у нас устанавливаются с Турецкой Республикой, Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, Республикой Корея. Свидетельством повышающейся роли Казахстана на международной арене стали мои встречи с Президентом США Джорджем Бушем, Госсекретарем США Джеймсом Бейкером, Президентом Республики Корея Ро Дэ У, Президентом Турции Тургутом Озалом, Премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором и бывшим Премьер-министром Маргарет Тэтчер, старшим министром Республики Сингапур Ли Куан Ю, другими видными политическими деятелями.

Большое внимание мы уделяли развитию внешнеэкономических связей. Сегодня их участниками являются сотни предприятий и организаций республики. У нас зарегистрировано 35 совместных предприятий, действуют 16 внешнеэкономических ассоциаций, открыт совместный международный коммерческий банк. С участием иностранных партнеров организованы производство нескольких видов наукоемкой продукции, в том числе современных телевизоров, переработка кожевенно-мехового и других видов сельскохозяйственного сырья, выпуск строительных материалов. Конкретным шагом к возрождению торгового «Шелкового пути» стал ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали «Дружба-Алашанькоу», которая, безусловно, будет содействовать дальнейшему развитию сотрудничества Казахстана со странами Восточного региона.

Должен сказать, что наша ориентация на Восток обусловлена не столько географическим положением республики, этнической близостью и общностью культур, хотя и это имеет немаловажное значение, сколько тем обстоятельством, что рыночный опыт этих стран для нас более приемлем. Наши проблемы для них намного понятнее, чем, скажем, для высокоразвитых стран Запада», - сказал Президент.

Буквально через два месяца Казахстан провозгласил свою Независимость, и все 25 лет суверенного развития нашей страны показали правоту Н.Назарбаева в его взглядах на развитие рыночной экономики, сохранение общественного мира и согласия, построения отношений с зарубежными государствами и привлечение иностранных инвестиций.

Читая выступления Главы государства периода обретения Независимости, можно прочувствовать всю сложность и своеобразие момента, и оценить все достижения нашей страны за прошедшие годы. 

Сейчас читают